«Пэрл»: Когда твоя девушка больна
Новый фильм ужасов главной инди-киностудии A24, который уступает своему предшественнику
Студия А24 выпустила приквел хоррора «Х». Фильм о техасской резне на съемках порно полюбился публике, поэтому режиссер Тай Уэст, недолго думая, решил показать другие ужасы на той же ферме, где главную роль вновь исполняет Миа Гот, сыгравшая двойную роль в «Х». Кинокритик Артур Завгородний разбирается, как Уэст обращается с жанром и почему «Пэрл» совсем не жемчужина. Кстати, вскоре мы увидим продолжение, которое должно завершить трилогию.
Автор: Артур Завгородний
«Пэрл»/Pearl
Режиссер
Тай Уэст
В ролях
Миа Гот, Тэнди Райт, Алистэр Сьюэлл
Дата выхода
25 октября
Зрителям, смотревшим «Х», где сливаются порно и ужасы, секс и смерть, новый авторский фильм Тая Уэста может показаться простоватым. «Пэрл» сделана в том же доме и с теми же смыслами, хоть и в другом стиле и настроении. И даже если эта история задумывалась как самостоятельное произведение, фильм все равно выглядит предисловием к тому ретрослэшеру.
«Х» показал, как хиппующая молодежь делает порно, размышляя под гитару о кино, сексе и свободе. «Мы возбуждаем людей, и это их пугает», — замечает похотливая блондинка. Но с наступлением ночи развратные игры молодых и горячих оборачиваются адской расправой. В погоне за американской мечтой они проливают кровь по-настоящему. Уэст, как один из главных героев, тоже режиссер, стремился придать этому фильму авангардности французской новой волны, ведь «камера все меняет». И получился «хороший грязный фильм» в духе родоначальника всех слэшеров «Техасская резня бензопилой». А учитывая, что искушенную публику редко балуют свежими хоррорами, нарочито старомодный фильм ужасов с крокодилом в пруду, голыми стариками и проповедями о божьей каре оказался чуть ли не новой надеждой.
«Пэрл» тоже поворачивает время вспять. Сюжет посвящен странной девушке по имени Пэрл, которая живет с матерью самых строгих правил и грезит о славе вдали от бедной глубинки. Мечтам, однако, не суждено сбыться: она обречена помогать матери по хозяйству, ухаживать за больным отцом, возиться в хлеву, доить коров и ждать мужа, ушедшего на фронт Первой мировой. В стране бушует грипп, за границей свирепствует война. Дома тоже нет ни покоя, ни радости. Единственное, на что уповает застенчивая звезда, — скорые пробы в церковной танцевальной труппе. И румяная Пэрл, конечно, спляшет, но только на костях.
Тай Уэст из тех хоррормейкеров, которые козыряют синефильством. В его обойме имеются хорроры о привидениях, сектантах, сатанистах и серийных убийцах. Теперь вот гротескный слэшер, стилизованный под техниколорного «Волшебника страны Оз», главную американскую сказку о взрослении. Поругавшись с набожной матушкой, распутная Пэрл сбегает в кинотеатр и крутит роман с киномехаником, который устраивает ей просмотр немого фильма для взрослых. Кино в прямом смысле доводит обиженную девушку до исступления. Пэрл всеми силами пытается покинуть родной дом, ведь молодость дается лишь раз, но злоба разрастается и мечта о далеких краях и большом экране превращается в тревожный кошмар.
Как говорит в «Х» накачанная кокаином порноактриса, дочь пастора, которую сыграла та же Миа Гот: «Следование традициям ни к чему не ведет. Я не хочу вернуться туда, где жила». Теперь понятно, почему в том фильме мрачная бабка так озлоблена на молодых и красивых, чей опус под названием «Дочери фермера» поверг ее в бешенство. В общем-то, для этого и была сделана «Пэрл», которая тоже о сексе и насилии. Глядя на жесткую, похожую на ведьму мать Пэрл, невольно вспоминаешь шедевры великих: «Психо» Хичкока, «Кэрри» Де Пальмы и «Сияние» Кубрика. Смыслы вечные, как столкновение поколений, только у Уэста история о подавлении желаний и радостях блуда лишена волшебства и новаторства.
«Пэрл» — не революция в жанре, и сила этого хоррора, расхваленного самим Мартином Скорсезе, проявляется разве что в исповедальном монологе героини и крупном плане ее заплаканного лица, которое выражает всю боль и безумие «правильной» деревенщины. Девчонка сошла с ума, изнасиловала в поле пугало и схватилась за вилы, требуя любви и свободы. Уэстовский декоративный хоррор с музыкальными вставками не удивляет ни сексом, ни насилием, но дикую кульминацию вы точно запомните.
Фотографии: A24