Парнишка в патриотическом порыве, предвкушая легкую победу, отправляется со школьной скамьи прямиком на передовую и сталкивается с безумием окопной войны. Побед мало, а потери велики. Критик Артур Завгородний рекомендует и ругает новую — и первую немецкую — экранизацию романа Эриха Марии Ремарка, одного из сильнейших антивоенных произведений.

Автор: Артур Завгородний

«На Западном фронте без перемен»/Im Westen nichts Neues

Режиссер

Эдвард Бергер

В ролях

Даниэль Брюль, Феликс Каммерер, Девид Штрисов

Дата выхода

с 28 октября


Сегодня суровая драма «На Западном фронте без перемен» страшно актуальна. И, глядя на происходящее на экране, решительно не понимаешь, как после такой чудовищной мясорубки человечество желает вступить в другую войну, такую же затяжную, но куда более кровавую. Новая, двух с половиной часовая киноадаптация антивоенной классики Эриха Марии Ремарка рассказывает о трагической судьбе молодого солдата, который узнает, какой бывает война. Бессмысленной и беспощадной. «Я никто. Пара ботинок с винтовкой», — рассуждает рядовой германской армии, которая вот-вот потерпит сокрушительное поражение.

Война — зло. В общем-то, на этом можно и закончить. Однако весь ужас войны еще не познал паренек по имени Пауль. Вместе с друзьями наивный юноша, солгав о своем возрасте, чтобы попасть на фронт, приходит в восторг от призывов повоевать за Фатерланд. Им сказали — они пошли во имя кайзера, Господа и Отечества. Не время предаваться страху и сомнению. Ребята со светлыми лицами размечтались о скорой победе, но, оказавшись на полях Первой мировой, новобранцы открыли настоящую войну. Мальчишки не знали, что их ждет — а ждет их не триумфальный блицкриг, а сущий ад. И вот уже засыпанный землей Пауль лежит в разбомбленной траншее. Пока живой.

«На Западном фронте без перемен» — третья экранизация романа Ремарка. Прошлые версии — англоязычные, а новая — европейская, и как же мощно она демонстрирует всю грязь, боль и жестокость войны. Пауль с пробитой каской яростно закалывает французского солдата, а осознав свое озверение, отчаянно пытается спасти врага, который захлебывается кровью. Кругом раздаются вопли, стоны и истерики, оцепеневших бойцов оглушает артиллерийская стрельба и свист снарядов, а танки с грохотом давят живых и мертвых. И в то же время сытые командиры отдают приказы наступать, потому что сдаться им мешает гордость. Перемирие, а точнее безоговорочную капитуляцию Германии, генерал воспринимает как трусость и позор, поэтому он одержим хотя бы маленькой победой, когда уже все бумаги подписаны. В конце концов, что такое солдат без войны?

Батальный фильм режиссера Эдварда Бергера с пронзительным финалом изображает мировоззренческий конфликт рядовых, сидящих в сырых окопах, и офицеров, разжигающих вражду. Новобранцы превращаются из гордых храбрецов в измученных войной жертв пропаганды, которые каждый день теряют своих товарищей, не понимая, зачем их мать родила. Солдат в фильме похож на жука, загнанного в спичечный коробок одним из сослуживцев Пауля. Но еще выразительнее пролог этой страшно красивой картины: солдат убит, с погибшего снимают форму, которую стирают, штопают и выдают другому. И если в начале этой тревожной истории звучит громкое воспевание долга, чести и славы, то подлинные смыслы той варварской войны умалчиваются. А ведь именно это по-настоящему важно: капитализм знает только такой выход из кризиса.

«На Западном фронте без перемен» — не первое и не последнее произведение, показывающее цинизм и мерзость империалистической войны с пулеметами, танками, огнеметами, ядовитыми газами, с ожесточенными схватками, изматывающим сидением в холодных воронках и горящих траншеях, которые усеяны трупами, разорванными бомбами и покрытыми копотью. Трагедия жуткая, понятно, но когда же начнется серьезный разговор? Не ограничиваться же шапкозакидательскими настроениями, пафосом боевого братства, абстрактным гуманизмом и слезами по отважным романтикам, посланным на смерть. Иначе на фронте в самом деле не видать перемен. А пока все, что остается, — это ужас, ужас, ужас…

Фотографии: Netflix