«Варвар»: Что скрывает Airbnb
Главный хоррор года, разоблачающий американскую мечту, которая плодит монстров
На зарубежных онлайн-платформах (HBO Max и Amazon Prime Video) наконец-то вышел сумасшедший хоррор, о котором просто нельзя молчать. «Варвар», ставший хитом за океаном, показывает, как под буржуазным благополучием скрывается адское зло, и предупреждает, как порой опасно бронировать жилье в Airbnb. Критик Артур Завгородний на вопрос «Смотреть?» дает решительное «Да».
Автор: Артур Завгородний
«Варвар» / Barbarian
Режиссер
Зак Креггер
В ролях
Джорджина Кэмпбелл, Билл Скарсгард, Джастин Лонг, Ричард Брэйк
Дата выхода
25 октября
«Варвар» — не миф о мускулистом богатыре. Сценарист и режиссер Зак Креггер обыгрывает традиционные для хоррора ходы, но без маньяков, сатанистов, колдовства и экзорцизма. Фильм ужасов начинается по классике. Глубокой ночью девушка по имени Тесс (Джорджина Кэмпбелл) приезжает в забронированный в Airbnb дом, который, оказывается, уже занят. Дверь открывает молодой парень Кит (Билл Скарсгард), объясняя, что арендовал жилье через другую службу. Он любезно приглашает ее войти — не оставлять же девушку на улице под дождем — и как истинный джентльмен уступает ей кровать, а сам засыпает на диване. На дворе темно, холодно и сыро, поэтому Тесс остается. К тому же Скарсгард играл монстра совсем в другом фильме.
Не подумайте, это не прелюдия к ромкому. Режиссер хитрит, заставляя забыть, что перед нами хоррор. Утром девушка замечает, что все дома в округе заброшены. На улице — ни души. Район — мертвый. Если здесь кто-то и живет, то только бомжи да наркоманы. А потом, оказавшись в подвале, Тесс находит тайную дверь, а за ней — еще одну, а дальше — темный-темный тоннель, который похож на пыточную, а значит, дом не сулит ничего хорошего. Выбраться из подвала невозможно, дверь захлопнулась, поэтому жанр обязывает героиню шагнуть во мрак.
«Варвар» не лишен дикого ужаса, но главное его очарование в том, что напряженный сюжет обманывает ожидания даже опытных знатоков жанра. К чему в подвале кровать, ведро и видеокамера? Куда ведет мрачный спуск под землей? Кто же все-таки варвар, а кто — его жертва? И как вообще вписывается в эту чертовщину голливудский актер, чья карьера резко рушится после обвинений в изнасиловании?
Фильм остроумный, но далекий от совершенства, хотя он изобретательно поставлен и прекрасно сыгран. История не без глупостей, особенно когда в сюжет вступает Джастин Лонг в образе циничного пижона. Именно с появлением этого нахала история становится похожа на издевательскую шутку. Очевидно, молодой режиссер пытается двигать жанровые клише, играя с формой и настроением. Выглядит все так, будто автор идет своим путем по знакомой тропе, намешав тревожные, виданные в других хоррорах и триллерах смыслы и образы. Получилась в хорошем смысле странная смесь «Психо», «Репортажа» и «Не дыши».
Картина берет загадочностью, при этом автор знает, что хоррор должен заставить нас впасть в оцепенение. Сюжетные повороты переплетены, даже когда кажется, что события между собой никак не связаны, а история зашла в тупик. Креггер отлично чувствует пространство и позволяет зрителю, как главным героям, поиграть в детектива, внезапно перебрасывая мостик между днем сегодняшним и рейгановской эпохой. Радикально переключая внимание с исчезнувшей героини на других персонажей, режиссер показывает, как некогда сказочный пригород навсегда умер, превратившись в трущобы.
«Варвар» становится заявлением о том, как американская мечта порождает чудовищ. Захватывающий хоррор-триптих, где и смешно, и страшно, проливает свет на темную сторону утопии, где аккуратные домики с подстриженными лужайками скрывают зловонную мерзость. Правда, кроме скомканного финала, обидно наблюдать еще за тем, как в этом жутком кошмаре об уютном местечке и тяжелой женской доле разыгрывается хеппи-энд.
Фотографии: 20th Century Studios