«Сверхъестественное. Знаки» — новый фильм режиссерского дуэта Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда («Паранормальное», «Грань времени»), в котором они сами и играют главных героев — двух людей, которые становятся свидетелями странных сверхъестественных событий. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, почему эта картина — одно из самых необычных впечатлений и просто очень актуальное произведение именно для 2022 года.

Автор: Иван Афанасьев

Редактор: Иван Бочаров

«Сверхъестественное. Знаки»/Something in the Dirt

Режиссеры

Джастин Бенсон, Аарон Мурхед

В ролях

Аарон Мурхед, Джастин Бенсон, Сара Адина, Исса Лопес

Дата выхода

10 ноября


Левай недавно въехал на новую съемную квартиру в Лос-Анджелесе — ну, если так можно назвать зачуханное жилье, больше похожее на пристанище для бездомных. Оно отдаленно напоминает его жизнь, разрушенную после нелепого инцидента: по пьяни парень решил помочиться на улице, не приметив детский садик рядом, за что его поставили на учет как педофила. Его сосед Джон тоже с горькой судьбой: недавно его партнер умер, и он остался совсем один. Двое мужчин с поломанными душами отчаянно ищут спасательную соломинку, за которую можно было бы уцепиться и не сойти с ума, а заодно, возможно, заработать денег. И находят. Оба становятся свидетелями странного явления: хрустальная пепельница в их доме вдруг начинает левитировать в воздухе. Решив, что Вселенная ниспослала им шанс, они решают его не упускать и снять на коленке документалку, присобачив к этому какое-никакое объяснение. В поисках разгадки они постепенно приходят к осознанию: то, что они приняли за прекрасное чудо, наверняка имеет куда более зловещую природу.

Если имена Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда вам ни о чем не говорят, значит, впереди ждет множество прекрасных открытий. А вот гиганты индустрии в лице Netflix, Paramount+ и Disney+ уже давно заприметили двух режиссеров-самородков, пригласив их снимать эпизоды «Архива 81», новой «Сумеречной зоны», «Локи» и «Лунного рыцаря». Продюсерская компания XYZ Films, ответственная за многие инди-хиты (от «Рейда» до «Мэнди»), выделила им неплохой бюджет и двух голливудских звезд, Энтони Маки и Джейми Дорнана, чтобы парни сняли для них сай-фай «Грань времени». Но недаром говорил Дюма: «Независимость заменяет свободу». Под студийным крылом Бенсон и Мурхед так и не смогли добиться тех же успехов, как когда играли в своей маленькой песочнице художественной самодеятельности и делали ни на что не похожие, совершенно индивидуальные картины: «Ломка», «Весна» и «Паранормальное».

В «Сверхъестественное. Знаки» (в оригинале — «Нечто в земле», почему бы было так и не локализировать?) они возвращаются к DIY-стилистике: сами снимают, пишут, стоят за камерой, монтируют, делают спецэффекты и играют главные роли. Даже основное место действия — квартира Джастина Бенсона, в которой третий постоянный участник их команды, продюсер Дэвид Лосон — младший, вручную управлял левитирующими в воздухе предметами. Короче говоря, как минимум фильм стоит ценить уже за царящий в ней дух бунтарства и невероятной свободы, которые даже не позволяют точно определить жанр фильма. Если предыдущие их работы балансировали на грани постхоррора и фантастики, то «Сверхъестественное. Знаки» не поддается идентификации. Это одновременно и то и другое, плюс классический нью-йоркский мамблкор (жанр, в котором персонажи много болтают ни о чем, буквально бубня под нос, как в жизни), плюс драма про преодоление внутреннего кризиса, плюс комедия, плюс сатира на разнообразные теории заговора. А там и еще что-нибудь наберется.

И это все не оттого, что авторы не знали, что хотят снимать, — ровно наоборот. Их пятый полнометражный фильм — самый цельный из всех, что Бенсон и Мурхед делали, несмотря на то что поначалу в его хаотичной природе буквально вязнешь и теряешься. Съемки фильма внутри фильма про летающую пепельницу оборачиваются поисками ответов на все те вопросы, выраженные в многочисленных цифрах, совпадениях и мистификациях, что буквально сыплются на героев, как из мистического рога изобилия. Наверняка сказалось увлечение режиссеров «Секретными материалами» в детстве. Как Малдер и Скалли, Джон и Левай пытаются понять, есть ли связь между сверхъестественщиной, свидетелями которой они стали, и странными землетрясениями в Калифорнии, что значит встречающееся то тут, то там число 1908, ищут ответы в книгах мистиков и высчитывают золотое сечение, все дальше и дальше уходя в дебри конспирологии. Ну и конечно, тыкают палочкой в болото из фактов в поисках того, во что верить.

Это одновременно и смешно, и грустно (поиски вынуждают их превратиться в параноиков и продолжить добивать свои и без того пострадавшие жизни), и местами даже страшно. Но больше всего пугает именно неопределенность, и далеко не всему из происходящего найдется объяснение. В том и соль. Попытки срежиссировать абсолютно все, что видишь, найти объяснение всему, что знаешь (или, вернее, еще не знаешь), и разгадать все тайны бытия приводят к печальному результату. Поразительно, как ловко Бенсон и Мурхед запутывают не только своих героев, но и самого зрителя: тот с выпавшей от удивления челюстью наблюдает, как персонажи то ли открывают, то ли все-таки закрывают портал в ад, метафорический или (мета)физический — тут уж смотрите и решайте сами. И вот ты уже сам сидишь и начинаешь сомневаться, фигня ли на самом деле всевозможные тайные организации, НЛО и прочая нечисть из QAnon-теорий всех пошибов. Возможно, громко будет сказано, но «Сверхъестественно. Знаки» режиссирует ваше сознание — разумеется, исключительно в рамках хронометража фильма, и вам это даже понравится. Главное — не забудьте для антуража шапочки из фольги.

А еще этот фильм — отличный повод познакомиться с творчеством Джастина и Аарона, которые знамениты своей открытостью и тем, как с радостью и легко общаются с фанатами. Даже о своем новом фильме они рассказывают, что родился он в период, когда все сидели в 2020 году на карантине во время пандемии COVID-19 и Бенсон с Мурхедом, закадычные друзья и коллеги, долгое время даже не могли видеться, а всевозможные слухи и домыслы в СМИ буквально захватили информационное пространство. В итоге «Сверхъестественное. Знаки» — это кино о человечности с очень сильным гуманистическим посылом, который трудно не считать к финалу фильма. Как и их предыдущие картины, которые рассказывали о простых человеческих ценностях: «Ломка» и «Паранормальное» — о дружбе и родственных связях между людьми, «Весна» и «Грань времени» — о любви и поддержке. А еще о том, какая плохая штука — непонимание, в том числе и самого себя, и как важно уметь фильтровать информацию и не давать разрастаться деструктивным идеям и мыслям. Об этом же, но в кубической степени и «Сверхъестественное. Знаки». Очень ценный в 2022 году навык.

Фотографии: Rustic Films