Историческая драма «Двойная петля», возможно, уступает летнему блокбастеру «Топ Ган: Мэверик» визуально, однако это не значит, что фильм об американских пилотах в период Корейской войны слабее боевика с Томом Крузом. Критик Артур Завгородний призывает не пропустить этот трогательный байопик о чернокожем летчике и человеке, который пытался его спасти.

Автор: Артур Завгородний

Редактор: Иван Бочаров

«Двойная петля»/Devotion

Режиссер

Джастин Диллард

В ролях

Джонатан Мэйджерс, Глен Пауэлл, Кристина Джексон

Дата выхода

1 декабря


Сиквел «Топ Гана» с зеркальными авиаторами и голливудскими улыбками стал сумасшедшим хитом, собрав со всего мира немыслимые деньги. Но вы удивитесь, посмотрев «Двойную петлю», основанную на реальных событиях. Историческая драма о дружбе и героизме элитных пилотов драматически сложнее, содержательнее и трогательнее блокбастера с суперзвездой — сами знаете какой.

Картина Джастина Дилларда, которая в оригинале называется «Преданность», повествует о трагической судьбе Джесси Брауна, первого черного пилота ВМС США. Действие фильма разворачивается в середине прошлого века. На горизонте маячит война с коммунистами, и вскоре Брауну приказывают лететь в Корею воевать за страну, честь и Бога. Там летчики-асы бомбят военные объекты, пока китайская армия давит американских солдат. Самое время проявить себя. Что же делают американцы на чужой земле — отдельный разговор, но авторов драмы не волнует политика «забытой войны». Незачем позориться.

В фильме о борьбе афроамериканца за право летать звучат типичные для жанра окрыляющие речи командиров и показаны гулянки на французском курорте, лишь бы сменить обстановку. Очевидно, что у режиссера Дилларда первым делом — люди, а самолеты — потом. Важнее показать дух товарищества, изобразить дружбу Джесси Брауна, молчаливого труженика и любящего семьянина, над которым издеваются, потому что он черный, и белого летчика Тома Хаднера, который не лезет на рожон, а в душераздирающем финале в одиночку, рискуя жизнью и военным бюджетом, пытается вытащить Брауна из горящего самолета.

Поначалу кажется, что драма о чернокожем из глубинки, который сталкивается с расизмом в американской авиации, превратится в сентиментальную агитку. Вдобавок сразу становится понятно, почему «Двойную петлю» сравнивают с продолжением «Топ Гана», которому фильм Дилларда слегка проигрывает в зрелищности, хотя зенитная стрельба, рискованные маневры и воздушные бои, особенно эпизод с советским МиГом, захватывают. Какой смысл мериться самолетами, если Круз не летает на истребителях времен Второй мировой?

Даже идеальный блондин Глен Пауэлл, сыгравший помешанного на соперничестве пижона в новом «Топ Гане», не выпендривается. Здесь его персонажа не стыдно в гости пригласить и показать жене с дочкой. В то же время замечательный актер Джонатан Мэйджерс проявляет всю боль, страх и ярость, но только не на виду у сослуживцев. Настраивая себя на полет, он смотрит в зеркало и сквозь слезы произносит оскорбления, которые слышит каждый день. Но особенно неловко герой чувствует себя, когда к нему заявляется репортер журнала Life, приставая с вопросами о том, каково быть черным на американском авианосце.

История об одиночестве, страсти, храбрости, мечтах и идеалах, а также — и это важнейшее — о преданности и взаимном доверии, звезд с неба не хватает. Смыслы и ходы здесь те же, что и в любом другом военном фильме. Правда, в этом драма разыграна без надрыва и пафоса, без перебарщивания с героизмом, трагизмом и патриотизмом под триумфальную музыку, что присуще голливудским эпикам. Возможно, беда фильма с шикарными воздушными съемками как раз в том, что история недостаточно кричащая и остроумная, поэтому одним зрителям сюжет покажется вялым, а другим — душевным. Герой — не жертва, а просто человек, только цвет кожи другой. Главное — чтобы крылья не подрезали.

Фотографии: «Экспонента»