Один из ожидаемых фаворитов «Оскара-2023», «Тар» Тодда Филда после яркой премьеры на Венецианском кинофестивале (фильм был номинирован на «Золотого льва», но получил только кубок Вольпи за лучшую женскую роль Кейт Бланшетт) продолжает номинироваться и получать хвалебные отзывы критиков. На предвестнике «Оскара» — «Золотом глобусе» — картина уже номинирована как лучшая драма, за сценарий и главную женскую роль.

Автор: Алина Шамалова

редактор: Иван Бочаров

По просьбе «Большого Города» автор телеграм-канала One Oscar for Leo Алина Шамалова посмотрела фильм и констатирует: гениальные злодеи и кинематограф созданы друг для друга.

«Тар»/Tár

Режиссер, Сценарист

Тодд Филд

В РОЛЯХ

Кейт Бланшетт, Ноэми Мерлан, Нина Хосс, Марк Стронг

Композитор

Хильдур Гуднадоуттир


Тодд Филд вернулся после 16-летнего перерыва (предыдущие его картины «В спальне» и «Как малые дети», где он также является режиссером и сценаристом, были обласканы критиками и номинированы Киноакадемией) со сценарием, написанным, по его словам, специально для Кейт Бланшетт. Кино, которое кажется документальным фильмом Стэнли Кубрика, на деле — искусственный интеллектуальный байопик, исследующий разрушительную силу репутации. Тодд Филд несколько недель провел с дирижером Джоном Мачери, ассистентом великого Леонарда Бернстайна, чтобы вникнуть в закулисье симфонических оркестров и придумать главную героиню. Оцените уровень подготовки: все имена музыкантов и знаменитостей, упомянутые в фильме, — реальные люди.

Лидия Тар (Кейт Бланшетт), первая женщина-дирижер Берлинского филармонического оркестра, дает фестивальное интервью журналисту The New Yorker Адаму Гопнику: она продвигает несколько новых проектов, в том числе ее предстоящую концертную запись 5-й симфонии Малера. Длинный список ее наград и достижений предшествует первому экранному слову. Репутация стальная: EGOT (Emmy, Grammy, Oscar, Tony); возглавляла оркестры от Нью-Йорка до Берлина, «Фи Бета Каппа» в Гарварде; защитила докторскую, пять лет исследуя музыку индейцев племени шипибо-конибо в Перу, и только что закончила книгу «Тар о Таре». Лидия — безупречная полубогиня в сшитых на заказ костюмах, рассуждающая об иллюзии времени в музыке, более того — она архитектор своей собственной мифологии, страстно одержимая этим процессом. В глубине зрительного зала не отводит глаз, безмолвно вторит списку регалий ассистентка Лидии — Франческа (Ноэми Мерлан).

Позже Лидия обедает с Элиотом Капланом (Марк Стронг в смешном парике), коллегой-дирижером, который руководит программой стипендий, которую она основала для начинающих женщин-дирижеров. Элиот умоляет заглянуть в ее партитуру. «Гни свою линию», — пренебрежительно говорит ему Лидия. «Нет никакой славы в том, чтобы быть роботом».

А вот Лидия дает гостевой мастер-класс в Джульярде, на котором изощренно атакует пангендерного студента-афроамериканца за его отказ играть музыку белого мизогиниста (Бах).

В этих показательных моментах, как и на протяжении всего фильма, Филд проницательно иллюстрирует как великолепие гения Лидии, так и его угрозу. Она может снисходительно относиться к коллегам и студентам, но так же часто — наедине и публично — унижать их. Она играет с карьерой людей, чтобы удовлетворить свои прихоти и манипулятивные схемы. Со своей партнершей Шэрон (Нина Хосс), первой скрипачкой оркестра, она то весела, то нуждается в помощи и лишь мимолетно присутствует в жизни общей приемной дочери Петры.

Пока Лидия увлечена подготовкой записи Малера и новой виолончелисткой Ольгой (Софи Кауэр), вокруг нее нарастает тревожное поле. Ее преследуют незваные звуки, неприятные соседи, в интернете завирусилось отредактированное видео из Джульярда. За Лидией наблюдают, оценивают, очерняют. Постепенно фильм дает нам подсказки о том, что происходит за пределами выстроенной легенды. Мелькают обрывки информации о самоубийстве одной из прошлых протеже дирижера, молодой виолончелистки Кристы, впавшей в опалу. Где-то в безукоризненной репутации Тар есть трещина, которая по мере того, как фильм роскошно разворачивается, превращает ее в руины.

«Тар» отражает недавнюю волну обвинений, связанных с #MeToo, которая свергла многих титанов искусства. И если зритель на секунду решит, что режиссер пожалеет Лидию, то нет. Это не акт сочувствия и не упражнение на человечность — это резкое и разоблачающее исследование характера, которое признает чудо таланта, но не использует его для оправдания.

В руках другой актрисы этот кинопортрет вполне мог развалиться. «Тар» без Кейт Бланшетт не более мыслим, чем «Карточный домик» без Кевина Спейси. Операторская работа Флориана Хоффмайстера позволяет исследовать фигуру героини со всех возможных углов: от холодных внимательных глаз, обольстительной улыбки, нежных теплых пальцев до брезгливого ужаса и подбитого глаза. Тодд Филд рассказал историю монстра, созданного в прекрасных условиях. Яркая, порой даже свирепая игра Бланшетт обрамлена Малером и саундтреком Хильдур Гуднадоуттир.

Тар — антигероиня, талант с раздутым эго, помешанная на традициях великих дирижеров и стремящаяся вознести свои знания еще выше. Она талантливая, жестокая и, самое главное, невероятно правдоподобная. Настолько, что количество запросов в Google «Is Lydia Tar real?» близится к отметке 180 тысяч, а журнал Vulture публикует о ней 49 выдуманных фактов. В этом главный трюк фильма — мы верим в существование Лидии Тар настолько, что разочаровываемся, когда «Википедия» не выдает ее страничку.

Похоже, Кейт Бланшетт ждет третий «Оскар, а Тодд Филд» может встать в число претендентов на статуэтку за оригинальный сценарий, потеснив Мартина Макдону с «Банши Инишерина».

Фотографии: Universal Pictures