«Операция „Фортуна“: Искусство побеждать» — новый фильм Гая Ричи («Большой куш») в жанре шпионской комедии о группе оперативников, которые должны спасти мир. В главных ролях — давний коллега режиссера Джейсон Стэйтем, Обри Плаза («Белый лотос»), Багзи Мэлоун («Джентльмены»), Хью Грант («Реальная любовь») и Джош Хартнетт («Счастливое число Слевина»). Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, почему новая картина британского постановщика, скорее всего, обречена на коммерческий провал.

Автор: Иван Афанасьев

«Операция „Фортуна“: Искусство побеждать» / Operation Fortune: Ruse de guerre

Режиссер

Гай Ричи

В РОЛЯХ

Джейсон Стэйтем, Обри Плаза, Джош Хартнетт, Багзи Мэлоун, Хью Грант

Дата выхода

12 января 2023 года


Лондон, наши дни. Руководитель МИ-6 (Эдди Марсан) вызывает своего внештатного оперативника Нэйтана Джасмина (Кэри Элвес), чтобы поручить ему организовать секретную операцию по вызволению из рук неизвестных злоумышленников чемоданчика с неким супероружием под кодовым названием «Титан». Тот, в свою очередь, собирает команду, которую возглавляет другой агент-фрилансер — склочный любитель дорогого отдыха Орсон Форчун (Джейсон Стэйтем), известный нестандартным подходом к выполнению заданий. В отряд также вербуются обольстительная Сара (Обра Плаза), способная взломать любой телефон и компьютер, и образцовый стрелок Джей Джей (Багзи Мэлоун). Вместе они выходят на миллиардера и торговца оружием Грега Симмондса (Хью Грант), намеренного кому-то продать тот самый чемоданчик. Завладеть им также хочет Майк (Питер Фердинандо), еще один агент на вольных хлебах с собственной командой оперативников, у которого во всей этой истории свой интерес. Для успеха задания к делу привлекают голливудскую звезду Дэнни Франческо (Джош Хартнетт), которого просто обожает Симмондс и все его друзья.

Звание народного режиссера к Гаю Ричи в России прицепилось не на ровном месте. Пацанская тематика его ранних фильмов о британских оболтусах с выкидухой и пистолетом в кармане, сыплющих матерными афоризмами, закрепилась в культуре настолько прочно, что лондонскому денди с замашками интеллигентного гопаря даже предложили поработать с российскими продюсерами. Жаль, конечно, что многообещающая коллаборация с началом известных событий канула в Лету, но старая любовь не уходит — возврат к своему классическому стилю в «Джентльменах» после ряда голливудских проектов была воспринята публикой на ура. После «Гнева человеческого», сурового, как приговор в суде, криминального боевика, где режиссер воссоединился с давним другом и коллегой Джейсоном Стэйтемом, ненадолго показалось, что Ричи как будто «повзрослел».

Как бы не так! «Операция „Фортуна“: Искусство побеждать» подтверждает: он все еще тот же слегка расхлябанный балагур и любитель пацанской стилистики. Просто в этот раз он попытался побратать типичный для него жанр криминальной комедии со шпионским триллером в духе последних частей бондианы. Правда, насколько это не его территория, становится ясно с первых кадров: работа спецслужб в фильме далека от реалий, как тот же «Большой куш» — от настоящей жизни лондонских трущоб. И это не было бы проблемой, если б Ричи делал просто дурашливый пародийный боевик, где все штампы романтизируются и доводятся до предела, а реалистичность приносится в жертву ради эффектности. Но нет, временами «Операция „Фортуна“» прикидывается породистой и даже серьезной шпионской историей: с угрозами «нового мирового порядка», подковерными играми спецслужб и прочим, прочим.

В итоге самые нудные и даже глупые части фильма — это как раз те, когда Ричи тужится, выводя неуклюжим вензелем свою бондиану. Ну как человек с лицом Джейсона Стэйтема может пытаться вести незаметную слежку за целью, которая его ранее видела? Более того, подобная ситуация повторяется не один раз за фильм. Выглядит это категорически глупо и сбивает с настроя — так и хочется задать риторической вопрос: «А ты точно продюсер?» …Простите, шпион. Как будто дорогой пиджак натянули на фигуру не по размеру, и он вот-вот порвется в руках от того, что его обладатель вроде бы хочет выглядеть солидно, а на деле просто красуется мускулами. И нет, это не постмодернистский прикол, как, например, в «Шпионе» Пола Фига с тем же Стэйтемом. Просто не работают профессиональные оперативники так грубо, чтобы сперва планировать, планировать, а потом завалить всю операцию из-за того, что обладателю такой выдающейся физиономии невозможно не спалиться. И самое парадоксальное, что любой факап герои умудряются почти тут же исправить благодаря тому, что Орсон Форчун буквально притягивает к себе удачу фамилией (Fortune), будто носит в кармане волшебную подкову единорога.

Короче говоря, как шпионский триллер «Операция „Фортуна“» проигрывает по всем фронтам. Но и как комедия — он не то чтобы кладет коллег на лопатки: большинство гэгов — плоские, как будто текст писали не сценаристы искрометных «Джентльменов», а авторы начисто лишенного юмора «Гнева человеческого», которые вдруг решили пошутить… Oh, wait! Это и впрямь одни и те же авторы. Как так вышло?

Возможно, проблема в том, что «Джентльмены» даже не пытались казаться серьезным фильмом — это изначально была «пацанская приколюха» в духе ранних фильмов Ричи. «Гнев», в свою очередь, и не думал шутить, а с титров задавал мрачный, брутальный тон. «Операция „Фортуна“», пытаясь усидеть на двух стульях, скатывается к тому, что профессиональные вроде бы агенты на важном задании перекидываются строками из не слишком умелого стэндапа, кривляются и ломают комедию как студенты-кавээнщики. Ну, правда, неужели в 2023 году шутки в духе «твоя цель проникнуть в него… точнее, в его дом!» могут кому-то казаться смешными?

В результате ситуацию немного вытягивают некоторые актерские работы. Особенно отжигает звезда инди-кино Обри Плаза, которая, правда, как и большинство женских персонажей в фильмах Ричи, стреляет в первую очередь глазками, а не оружием, либо просто сидит на каком-нибудь шикарном диване и гениально взламывает все на свете. Благодаря ее недюжинной актерской харизме сглаживаются даже самые неудачные гэги (а она в команде главная шутница). Приятно смотреть, как хороший актер Джош Хартнетт второй раз подряд буквально оживает в роли актера-идиота, напоминающего пародийную версию Леонардо Ди Каприо. Все остальные, правда, либо особо не стараются, либо играют на автомате. Хью Грант и Эдди Марсан будто повторяют своих персонажей из «Джентльменов», рэпер-актер Багзи Мэлоун (кстати, пришедший оттуда же) держится в тени Стэйтема, дежурно повторяя: «Да, босс». Стэйтем же просто отрабатывает стандартную программу эффектного правопрописания в челюсть. Есть даже шутка про руки в карманах, ненароком отсылающая российского зрителя к знаменитому мему про Джейсона и запрет на определенные действия.

Короче говоря, есть какая-то злая ирония в том, что фильм с названием «Операция „Фортуна“» получился таким неудачным. Судя по всему, следующий фильм Гая Ричи, «Переводчик» про Афганистан, сценарий к которому писали все те же его новые соавторы Айван Эткинсон и Марн Дэвис, будет попыткой вновь сыграть на поле «серьезного кино», как и «Министерство неджентльменской войны» про Вторую мировую. А в перерывах он вроде как должен поставить сиквел «Аладдина» и новую версию «Геркулеса», напротив, чисто развлекательные студийные проекты. Хочется верить, что коммерческий провал «Операции „Фортуна“» (а в том, что так и будет, как ранее с «Агентами А.Н.К.Л.», сомневаться не приходится) должен навести британского постановщика на праведную мысль: вы, старина Ричи, либо пиджак снимите, либо треники наденьте.

Фотографии: Global Film