Сентиментальная мелодрама Сэма Мендеса, автора нашумевшей «Красоты по-американски» и пары боевиков о Бонде, при всем изяществе постановки и атмосферы выглядит неудачной. «Империя света» не сообщает новую правду ни о тэтчеровском времени, ни о чудесах кинематографа. Критик Артур Завгородний посмотрел драму о служебном романе и заявляет, что посыл истории с прекрасными Оливией Колман и Колином Фёртом глупый, если не сказать вредный.

Автор: Артур Завгородний

редактор: Иван Бочаров

«Империя света»/Empire of Light

Режиссер

Сэм Мендес

В РОЛЯХ

Оливия Колман, Колин Фёрт, Тоби Джонс, Майкл Уорд


Действие успокаивающей и ностальгической мелодрамы Сэма Мендеса разворачивается в тэтчеровской Англии, в элегантном кинотеатре «Империя». Кинотеатр поистине роскошный, похожий на величественный дворец. «Империя» — настоящая святыня важнейшего из искусств. Однажды сюда на работу устраивается молодой темнокожий паренек по имени Стивен. Он сразу вливается в дружелюбный коллектив и привлекает внимание одной из коллег постарше. Тихую, грустную и, в общем-то, скучную женщину зовут Хилари, и играет ее замечательная Оливия Колман.

Показывая богатый интерьер кинотеатра, Хилари ведет юношу в заброшенные, покрытые пылью и скрытые от посторонних глаз залы. Там герои бинтуют голубя со сломанным крылом, а позже, в новогоднюю ночь на крыше, наблюдая за праздничным салютом, они целуются. Дело в том, что Хилари устала подметать попкорн и ублажать женатого начальника в его же кабинете, так что нет ничего странного в том, что глубоко несчастная женщина с первого взгляда влюбляется в милого и полного сил Стивена. Мальчишка пробуждает в ней любовь к жизни. С ним и ролики под диско, и карусели с сахарной ватой, и пляж голышом.

Авторская картина Сэма Мендеса, отошедшего от больших голливудских блокбастеров, рассказывает о дружбе и любви людей, выбирающих не бороться с бренностью бытия, а бежать от него. И если бы «Империя света», где нет ни остроумия «Красоты по-американски», ни трагедии «Дороги перемен», остановилась на странном служебном романе, получилось бы чудесное любовное кино. Но, видите ли, Англия у Мендеса кишит разъяренными скинхедами. Бритоголовые хулиганы бодро маршируют по улицам приморского городка, и единственным укрытием для униженных и оскорбленных, для мечтателей, потерявших всякую надежду и обреченных тосковать в одиночестве, становится кинотеатр.

Хилари малость не в себе. Ни семьи, ни друзей. На торжественной премьере «Огненных колесниц» она срывается, чудит на глазах у гламурной публики, рубит правду-матку начальнику и его жене и напивается в истерике, пока ее снова не увозят в дурдом. А все потому, что опечаленная собственной судьбой Хилари никогда не смотрела кино. У нее просто не было времени на магию искусства. Пора и ей сесть в пустом зале винтажного кинотеатра, где ее никто не знает и не видит, и, пустив слезу, насладиться «Будучи там» с Питером Селлерсом в роли садовника, который познает мир через экран телевизора.

«Империя света» — один из самых красивых и наивных фильмов прошлого года. Драма с жизнеутверждающим финалом снята выдающимся оператором Роджером Дикинсом под нежный саундтрек Трента Резнора и Аттикуса Росса, прежде сочинявших музыку для фильмов Дэвида Финчера. На улицах творятся ужасы, но «империя света» спасет мир. Закурив, старый добрый киномеханик задумчиво замечает: кино — это статичные кадры с темнотой между ними. Кино — иллюзия движения, иллюзия жизни, и это ключевое. Оскароносный англичанин со всей серьезностью впадает в банальность и воспевает фантазию, будто не понимая, что фильм закончится, а тьма останется. И это откровенно раздражает. Жизнь не кинолента.

Фотографии: Searchlight Pictures