Чудесный апрельский день на острове близ Ирландии превращается в кошмар для деревенского простака Падрейка. Мужик по доброй традиции хотел скоротать время в местном пабе со своим старым приятелем Колмом, но тот ему даже руки не подает.

На просторах интернета появились «Банши Инишерина». Критик Артур Завгородний рассказывает о прекрасном тандеме Колина Фаррелла и Брендана Глисона в экзистенциальной драме Мартина МакДоны.

Автор: Артур Завгородний

Редактор: Иван Бочаров

«Банши Инишерина» / The Banshees of Inisherin

Режиссер

Мартин МакДона

В РОЛЯХ

Колин Фаррелл, Брендан Глисон, Барри Кеоган, Керри Кондон


Авторская драма Мартина МакДоны, режиссера «Залечь на дно в Брюгге» и «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури», повествует о фермере Падрейке, который живет в богом забытой деревушке на вымышленном острове Инишерин. Жизнь на острове с живописными полями, скалами и туманами ужасно скучная. Заняться на досуге нечем, кроме как потягивать пинту темного в местном кабаке. Это и собирался сделать Падрейк, которого играет Колин Фаррелл, со своим старым другом Колмом, которого играет Брендан Глисон. Чего дома торчать? Но вдруг выясняется, что Колм не желает его ни видеть, ни слышать.

Неужто поругались? Может, кто-то спьяну что-то сказал и забыл? «Ты мне больше не нравишься», — хмурится Колм, угрожая отрезать себе пальцы каждый раз, когда Падрейк вздумает его потревожить. «Вчера же нравился», — потрясен Падрейк, и ему явно не до смеха. Бедняга хоть и похож на дурака, и Фаррелл с шикарными бровями восхитителен в образе сельского тугодума, но так кажется, пока не появляется раздолбай по имени Доминик в исполнении Барри Кеогана. Пути героев неизбежно пересекаются. Наивный добряк Падрейк пристает к угрюмому Колму снова и снова, пытаясь выяснить, почему от него отреклись, ибо самое ужасное — это неведение.

Не ищите глубокого смысла в названии фильма. Банши — это феи из ирландского фольклора, предвещающие смерть, и так Колм прозвал свой музыкальный шедевр, но суть не в этом. «Просто „ш“ красиво повторяется», — объясняет нам режиссер устами персонажа. Драма о поиске правды, напоминающая «В ожидании Годо» Беккета и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Гоголя, изображает трагедию, порожденную гордыней. Осознав, что время ускользает и близится смерть, Колм решает посвятить себя скрипке, чтобы сочинять печальные баллады. Он отказывается тратить время на пустой треп, поэтому его «скучному» другу Падрейку остается лишь приложиться к стакану пенного в обществе любимой ослихи. Книжки он все равно не читает: они навевают грусть и скуку, прямо как «feckin» фильм МакДоны.

Посреди инишеринской красоты в кадре часто видны кресты и статуя Богоматери, звучат разговоры о грехах, а с большой земли доносятся выстрелы из пушек. По ту сторону воды бушует гражданская война. Однако единственное, что беспокоит славного Падрейка, — это то, что его собутыльник не открывает ему дверь.

История с абсурдной размолвкой не просто басня о правдоискательстве, которое превращает людей в безумцев. Обида героев в конце концов перерастает в ненависть, и только сестра Падрейка, женщина мудрая, заявляет прямо: «Вы все чертовски скучные!» — и сбегает с острова. Жизнь сельчан пуста, и они совершенно одиноки. А наблюдает за их ссорой мрачная, курящая трубку, старуха, которая бродит по острову и сулит смерть.

Упрямые глупцы приносят в жертву дружбу и пальцы, но их вражда оказывается бессмысленной. У каждого своя правда, и, наверное, в этом и есть главная мысль тревожного, тоскливого, но местами ироничного фильма МакДоны. Кому по душам поговорить, а кому нужен покой. Человек не любит ближнего, как самого себя. А где нет любви, там нет надежды. Одиночество может быть силой для одних и мукой для других, и отчаянный поиск истины ведет к тому, что мы волей-неволей лишимся всех пальцев. Иногда важно просто помолчать.

Фотографии: Searchlight Pictures