15 января 2023 года на 85-м году жизни скончался Вахтанг Константинович Кикабидзе — советский, российский и грузинский актер, певец, режиссер и просто замечательный человек. Его песни были шлягерами, а на большом экране он был одной из главных звезд на постсоветском пространстве. Сегодня в Тбилиси прощаются с артистом.

Автор: Иван Афанасьев

редактор: Иван Бочаров

Кинокритик Иван Афанасьев выбрал семь лучших ролей в не очень большой, но крайне насыщенной фильмографии Кикабидзе.

«Мимино»

режиссер Георгий Данелия

Безусловно, главная и всенародно любимая роль Кикабидзе, который для многих так и остался вертолетчиком Валико Мизандари, эдаким современным Дон Кихотом, вечно попадающим в забавные ситуации на пути к большой мечте — стать пилотом гражданской авиации. «Мимино» не рассматривался Данелией как фильм, обреченный на успех, но таким стал. Возможно, потому, что Валико, стремившийся стать соколом (тем самым «мимино»), воплотил в себе мечты советского человека о чем-то большем, чем просто обычная и привычная жизнь.

«ТАСС уполномочен заявить…»

режиссер Владимир Фокин

Самая «злодейская» роль в карьере Кикабидзе. Резидент ЦРУ Джон Глэбб, возможно, стал наиболее каноничным американским шпионом в советском кино. В этом образе грузинский актер смог показать себя с другой стороны, изобразив коварного и расчетливого человека, замышляющего переворот в вымышленной африканской стране. Это, конечно, характерное для периода холодной войны произведение, прославляющее советские спецслужбы, и тем удивительнее то, что Кикабидзе смог не удариться в карикатурность и показать своего героя многогранным и небезынтересным персонажем.

«Не горюй!»

режиссер Георгий Данелия

Чисто «шестидесятническое» кино, в котором много свободы и поэтики — под стать ему и центральный герой, молодой врач Бенжамен, который не хочет лечить людей и вообще серьезно относиться к жизни, а хочет тусоваться с друзьями и веселиться на полную катушку. Кикабидзе в этой роли, ставшей для него первым большим выходом в кино после дебютного фильма «Встреча в горах», чертовски органичен и обаятелен — эдакий грузинский озорной гуляка, практически Печорин, но без отрицательного шлейфа, а, наоборот, с большой душой и сердцем.

«Пропавшая экспедиция»

режиссер Вениамин Дорман

В этой историко-революционной ленте Вахтанг Кикабидзе предстал в амплуа комиссара-большевика Арсена Кобахидзе, идеалиста и яростного сторонника революции, сопровождающего советского геолога в экспедиции к реке Ардыбаш, где скрываются золотые запасы. Это серьезная и многогранная роль, хоть и не центральная. Его герой — идейный человек, по-своему жесткий и принципиальный, и одновременно доброжелательный и честный. Актеру удалось не скатиться в персонажа-агитатора и сохранить человечность в своем герое.

«Мелодии Верийского квартала»

режиссер Георгий Шенгелая

Как известно, Кикабидзе первоначально был певцом — да таким, что некоторые сравнивали его дар с талантом Элвиса Пресли или Фрэнка Синатры. В третьем в своей карьере мюзикле он продемонстрировал талант петь на полную катушку — этот великолепный музыкальный фильм, где он также во второй раз воссоединился после «Не горюй!» с Софико Чиаурели, смотрится как «Звуки музыки» в грузинских декорациях. А герой Кикабидзе, бедный, но неунывающий извозчик Павле — настоящий образец жизнелюбия.

«Будь здоров, дорогой!»

режиссер Тамаз Гомелаури, Вахтанг Кикабидзе

К 1981 году, уже будучи всенародно любимой звездой, Вахтанг Кикабидзе решил дебютировать в режиссуре, сняв по собственному сценарию совместный с Тамазом Гомелаури альманах из четырех новелл. Он говорил, что любит короткометражный формат, и сам исполнил главную роль: вместе со своим давним другом Георгием Кавтарадзе они сыграли двух уже немолодых товарищей, которые попадают в смешные и часто неловкие ситуации. В общем-то, пустяковое кино, которое, однако, в очередной раз доказывает, как хорошо актеру давались роли простых людей, способных радоваться любым мелочам.

«Я, следователь…»

режиссер Георгий Калатозишвили

Криминальная история, в которой Кикабидзе исполнил роль капитана грузинского УВД Георгия Микаладзе, расследующего запутанное дело об убийстве человека на границе Тбилиси и Владикавказа. Это серьезное и даже мрачное кино; умный, проницательный, сосредоточенный следователь в духе детективов из американских нуаров 50-х — такие образы давались Кикабидзе не хуже, чем комические. Интересно, кстати, что фильм по роману Аркадия Вайнера основан на реальных событиях и актер для создания роли изучал архивные материалы об этом деле.

Фотографии: обложка — Киностудия «Мосфильм», 1 — «Грузия-фильм»