«Изумительный Морис» — новый мультфильм студии, созданной самим Терри Пратчеттом, от режиссеров Тоби Генкеля и Флориана Вестерманна («Упс… Приплыли!»). Главные роли озвучили британские и американские звезды: Хью Лори, Эмилия Кларк, Дэвид Тьюлис, Химеш Патель, Джемма Артертон и другие. Это ироничное фэнтези для всей семьи об умном говорящем коте и его друзьях-крысах, расследующих загадочное дело.

Автор: Иван Афанасьев

Редактор: Иван Бочаров

Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, почему этот мультфильм смотрелся бы неплохо и при наличии конкурентов в лице Disney и Pixar, а в их отсутствие так и вовсе перехватывает у них пальму первенства.

«Изумительный Морис»/The Amazing Maurice

Режиссер

Тоби Генкель, Флориан Вестерманн

В РОЛЯХ

Хью Лори, Эмилия Кларк, Дэвид Тьюлис, Химеш Патель, Джемма Артертон

Дата выхода

26 января


В странноватом мире, где известные сказки выкручены наизнанку, а вместо братьев Гримм — сестры-тезки, живет говорящий, умный и очень расчетливый кот Морис (ударение на второй слог, но почти все делают на первый). С ним путешествуют его подопечные — разумные крысы, когда-то обожравшиеся чего-то на магической помойке и с тех пор тоже весьма разговорчивые, да на дуде игрец Кит (совсем не из Гамельна). В каждом новом городе они разыгрывают сценку из знаменитой легенды о дудочнике, который заставляет распоясавшихся грызунов топиться, но понарошку — те потом вылезают на берег, живые и здоровые, а кот и музыкант уходят с мешочком денег в кармане. Так судьба однажды заносит их в странноватый городок Дрянь-Блинцбург, где нет ни еды, ни крыс, зато есть охотники на последних — и один из них уж больно упитанный для жителя города, в котором все голодают. Компания во главе с гениальным котярой решает выяснить, что происходит.

Вышедший в 2001 году «Шрек» не первым задал моду на ироничное фэнтези в кинематографе, но моментально стал образцом для подражания. А вот в литературе Терри Пратчетт смешил гиков еще с начала 80-х, когда вышли первые книги из его цикла про Плоский мир. Символично, что роман «Изумительный Морис и его ученые грызуны» появился в один год с анимационным шедевром Dreamworks и с момента появления упорно просился на выход за пределы книги. В 2003 году на BBC была выпущена первая радиопостановка, в 2011-м — мюзикл, и вот сейчас подоспел мультфильм студии Narrativia, созданной самим Пратчеттом для адаптации его произведений: ранее они выпускали также «Благие знамения» и «Стражу».

Это, кстати, хорошая рекомендация для тех, кто думает, что «Изумительный Морис» — какая-то классическая малобюджетная анимация, которой обычно затыкают пробелы в расписании, сделанная из расчета «дети схавают, взрослые потерпят». Нет, компания вполне породистая для мультфильма о говорящем коте: рисовка приличная, ощущения, будто сделано все руками студентов-аутсорсеров, не возникает, герои анимированы здорово, плюс есть очень симпатичная 2D-анимация, органично вплетенная в классическое 3D. Разумеется, не так навороченно, как у условных Disney, Pixar и тех же Dreamworks, и это касается мультфильма в целом: если бы он был игровым фильмом, то носил бы звание «среднебюджетный блокбастер», снятый за условные 50–60 миллионов долларов против в два-три раза большей суммы у мастистых конкурентов. Но то, с какой любовью и аккуратностью он сделан, искупает скромность исполнения с лихвой.

Что самое главное, смотреть «Изумительного Мориса» будет здорово и детям, и их родителям. Первые оценят красивую картинку, симпатичных персонажей и смешного кота (разве что зубы у него временами страшнее, чем у нового Чебурашки, но к этому быстро привыкаешь). Вторые — отличный британский юмор и творческое переосмысление разнообразных штампов в сказках и фэнтези. Тут, например, регулярно ломается даже не четвертая, а четвертая с половиной стена: рассказчики могут вдруг появиться в кадре, отдать эту роль кому-то другому и просто отказаться комментировать происходящее. Конечно, важно понимать, что эти две аудитории могут и не пересечься: дети такой постмодернистский юмор, которого тут довольно много, возможно, и не оценят.

Более того, рекомендуется брать детей постарше; не совсем уж подростков, но тех, кто, по крайней мере, не напряжется от, например, шуток про каннибализм (весьма невинных и полунамеками, но все же). Или не напугается самой настоящей Смерти с косой в кадре — подобные ходы свойственны, скорее, сугубо взрослому «Пиноккио Гильермо дель Торо», где тоже были такие макабрические приколы, а «Изумительный Морис» все-таки позиционируется как фэнтези, в том числе для детской аудитории. Но что удивительно — все это интегрировано настолько органично, что ощущения, будто смотришь мультфильм, что называется, не по мерке, не возникает. Да, тут есть гэги про поедание детишек, а еще шутки про экскременты, в целом немало черного, хоть и не чернушного, юмора, да и просто все эти заигрывания с формой ребенку могут показаться временами чрезмерными. «Изумительный Морис», конечно, не изумительный, но чертовски здорово сложен — так и хочется сказать «сделано по-британски».

Да и в отсутствие конкурентов мультфильм оказывается тем, чего детям (да и всем нам тоже) сильно не хватало, — веселым, забавным, ярким и, главное, неглупым приключением, которое гарантированно оставляет положительный след в душе. Как минимум после выхода из зала вы, скорее всего, достанете телефон не для того, чтобы заниматься думскроллингом, а чтобы посмотреть, что еще написал Терри Пратчетт (если вы до сих пор не фанат) и найти адрес ближайшего книжного магазина.

Фотографии: «Вольга»