5 заметных женщин-операторов современного кино
Те, благодаря кому фильмы хочется именно смотреть

Редактор Кристина Захезина осталась под впечатлением от французской феминистской черной комедии Наоми Мерлан «Девушки на балконе», которую недавно увидела в кино. Оператор Евгения Александрова, благодаря которой в том числе картина и оставила глубокое визуальное впечатление, окончила Школу менеджмента СПбГУ, а затем магистратуру во Франции. Фильм, который сняла на камеру Александрова, отметили на BAFTA, «Золотом глобусе» и в Каннах. Вместе с кинопрокатной компанией A-One мы решили выделить и других заметных в современном кинопроизводстве женщин, работающих с камерой.

Молли Мэннинг Уокер
Призер Каннского кинофестиваля — 2023 за фильм «Как заниматься сексом»
Начинала карьеру оператора с короткометражных фильмов и клипов, работая с режиссером, фотографом Фрэнком Лебоном. Вместе они снимали рекламу для популярных брендов и артистов: ролики Dior и Gucci, мотивационное видео для Nike, клип A$AP Rocky на песню «Sundress». Позже Уокер подключилась к инди-драме «Задира» Шарлотты Риган — призеру фестиваля независимого кино «Сандэнс». Вдумчивый операторский метод Уокер наполняет фильм кипучей энергией, передавая взгляд ребенка на горе и исследование роли семьи. От ее внимательной камеры не ускользают ни дерзкие ухмылки, ни горькие слезы, поэтому Уокер так любит работать с крупными планами. Ту же нежную и хулиганскую оптику она использует в своем полнометражном дебюте «Как заниматься сексом» о женской дружбе, сексуальности и активном согласии, победившем в секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля в 2023 году.

Элен Лувар
Постоянный оператор Аличе Рорвахер
(«Небесное тело», «Чудеса», «Счастливый Лазарь», «Ученицы», «Химера»)
Сняла множество визуально ярких фильмов последних десятилетий. Сотрудничала с такими легендами, как Вим Вендерс и Аньес Варда, а также с молодыми авторами — Мэгги Джилленхол, Элизой Хиттман, Аличе Рорвахер. Операторский метод Лувар сочетает документальное внимание к ежедневным ритуалам и окутывающую атмосферу таинственности, которая переносит зрителя в мир магического реализма. «Химера» Аличе Рорвахер — одна из последних работ, демонстрирующих широту стиля Лувар. Она сплетает воедино пышную мозаичную пленку из 16- и 35-миллиметрового форматов, создавая текстурный портрет Тосканы 80-х годов с особой мифологией и магией.

Клер Матон
Обладательница премии «Сезар» за лучшую операторскую работу
в фильме «Портрет девушки в огне»
Матон создает потрясающие визуальные образы с помощью силы женского взгляда. Она одинаково безупречно улавливает нужную интимность и энергию кадра, будь это история взросления «Атлантика», байопик «Спенсер» о принцессе Диане, масштабный приключенческий фильм «Сент-Экзюпери» или историческая драма «Портрет девушки в огне». Камера Матон изысканно обходится с изображением человеческих связей, кадры вибрируют чувственностью, изяществом и теплом, а смелое использование освещения, композиции и цвета делают ее фильмы похожими на полотна живописи.

Жози Дешайе
Двукратная номинантка на премию «Сезар» за лучшую операторскую работу
в фильмах «Сен-Лоран. Стиль — это я» и «Дом терпимости»
Известна частым сотрудничеством с режиссером Бертраном Бонелло («Кома», «Малышка зомби»). Их последний совместный проект «Предчувствие» был номинирован на главную награду Венецианского кинофестиваля — 2023. Жози Дешайе — поклонница пленки: большую часть фильмов Бонелло она снимала исключительно на 35 миллиметров. Так оператор стремится сохранить цвета и оттенки в естественном виде и ощущении, сделать изображение более приземленным, при этом не слишком резким или плоским. Дешайе предпочитает метод непринужденной отстраненности, точного следования раскадровкам и визуальной сдержанности, но преуспевает и в смелых экспрессионистских решениях.

Евгения Александрова
Оператор фильмов «Девушки на балконе» и «Моя любовь» Ноэми Мерлан,
премьера которых состоялась на Каннском кинофестивале
В черной комедии «Девушки на балконе» Александрова создает яркие и радикальные визуальные образы под стать главным героиням. Она не стремится к реализму и избегает традиционных кодов в репрезентации женственности. Камера двигается свободно и чувственно, плавно скользит от одного балкона к другому и вокруг героинь, но в то же время энергично передает силу и ярость нарратива. Талант Александровой отметили на Каннском кинофестивале, где она получила технический Гран-при за операторскую работу и звуковой дизайн. В новом подкасте кинопрокатной компании A-One Евгения поделилась историей знакомства с режиссеркой Ноэми Мерлан, любопытными профессиональными уловками и референсами, которыми пользовалась при подготовке и во время съемок.