Автор: Анна Соколова

В этом году некоторые производители западных сериалов отказались от показа новых серий на российских стриминговых платформах. Из библиотек также стали исчезать старые хиты. Тем не менее премьеры на стримингах все же выходят — это не только западные, но также и азиатские сериалы. Кроме того, активно идут съемки российских проектов. О том, чего подписчикам ждать этой осенью, «Большому Городу» рассказал директор по маркетингу онлайн-кинотеатра more.tv Владимир Малыженков.

— Как сейчас у вас идут дела, что пришлось менять в контентной политике и на что теперь делаете ставку?

Думаю, что здесь ситуация одинаковая для всего рынка. В силу сложившихся обстоятельств многие игроки недосчитались части контента. Нас, наверное, это коснулось в меньшей степени, поскольку мы всегда старались диверсифицировать библиотеку — зарубежный контент не был единственным якорем. Наша контентная политика строится на нескольких драйверах. Осенью мы будем делать упор, конечно же, на новый сезон «Рассказа служанки». Хит, с которым мы давно вместе, который мы продвигаем и очень любим. Как никогда актуальная история, к сожалению. У нас его можно будет посмотреть одновременно с мировой премьерой. Это наш главный эксклюзив в зарубежном сегменте. В случае с европейскими и американскими премьерами сегодня сложнее что-то прогнозировать, поэтому окно планирования сильно сузилось. Но, как мы видим, это все-таки не безнадежная ситуация. Те же турецкие сериалы сейчас уже не новость, а мейнстрим. У «Моря» они были всегда и показывали отличные результаты, как например, наша с телеканалом «Домашний» вечная классика «Великолепный век». Потом уже появились другие проекты, например, «Постучись в мою дверь», которые также обрели народную любовь.

Еще одно направление — это эфирные премьеры наших друзей и коллег с СТС. И они закрывают для нас комедийное, семейное смотрение. Мы с этими историями и форматами всегда экспериментируем: что-то показываем на нашем сервисе до эфира, что-то — после. В любом случае мы являемся эксклюзивными партнерами по показу. К примеру, сейчас выходит третий сезон «Дылд» — легкой комедии, к которой можно подключаться в любой момент. В сентябре планируется премьера «Классной Кати», билбордами с которой сейчас завешана вся Москва. Там, в частности, снялся кумир поколения тиктока Даня Милохин.

Но главным драйвером для всех российских стримингов остается оригинальный контент. У нас это линейка More Originals. Мы аккуратно подходим к вопросу собственного производства и стараемся создавать знаковые премьеры, чтобы каждый проект становился историей, которую нельзя пропустить. Так случалось практически со всеми проектами — это и «Чики», и «Псих», и «Телки», и «Трудные подростки», и Happy End. В них всегда есть конкретный посыл, который порождает дискуссию, разжигает в людях интерес. В осеннем сезоне мы будем выпускать примерно по одному новому сериалу в месяц. Среди проектов, которые мы уже анонсировали, — «Надвое». Прекрасная работа Валерия Тодоровского. Такая легкая мелодрама, отсылающая к французской классике жанра. Тодоровский возвращается, это его второй сериальный проект после «Оттепели». В «Надвое» снялись Данила Козловский и Александр Петров — мастодонты большого российского кино. Они впервые на одном экране вместе — это дрим-проджект Валерия Петровича.

Также мы покажем черную комедию Романа Волобуева «Аврора» с замечательной Леной Трониной, которую мы любим еще с Happy End. Это история ужаса и страха российского кинематографа: Лена играет молодую актрису, и вокруг этого разворачивается целая эпопея с бесконечными культурными отсылками.

Еще с новым сезоном вернутся «Трудные подростки», которые сейчас еще находятся в производстве. И у них в этом году новый режиссер: мы ждем, что он принесет свое уникальное видение и покажет с другой стороны всеми любимых героев.

Еще один проект, действительно большая история — это «Фишер», который тоже еще находится в съемках. Это криминальный триллер, очень дорогой и качественный сериал. Все уже устали от названия «русский True Detective», но все материалы, которые мы видели по проекту, говорят нам о том, что это действительно сериал в схожей тональности, только в советской стилистике. Главные роли троих следователей исполнили Иван Янковский, который у нас уже снимался в «Домашнем поле», Саша Бортич — она невероятно смотрится в этом антураже, как и Александр Яценко. Мы также ранее анонсировали второй сезон Happy End, но пока ни о каких деталях рассказывать не будем.


Всегда есть возможность продажи проекта другому стримингу вторым окном или показа на телевидении


— Есть ли зарубежные проекты, которые ушли с платформы?

Проекты уходят согласно правам на их размещение, как это было и всегда. Другой вопрос, что часть партнерских соглашений оказались заморожены, и по ним перестали поступать премьеры. Тем не менее наша стратегия всегда предполагала фокус на оригинальный контент, а зарубежная часть всегда была лишь одним из дополнительных направлений. Она сейчас немного уменьшилась, при этом, как мы видим, темпы собственного производства только увеличиваются.

— Они продолжают расти? В прошлом году было ощущение, что в России сериальный бум, все снимают сериалы. Что сейчас происходит?

Все продолжается. Производственный цикл сериала довольно большой, и планы у всех расписаны сильно наперед, поскольку рынок очень перенасыщен, на нем много игроков. Но единственным мощным двигателем развития бизнеса продолжает быть оригинальный контент, к тому же его можно домонетизировать: всегда есть возможность продажи проекта другому стримингу вторым окном или показа на телевидении. В этом году мы отработали эту схему — у нас в эфире Первого канала шел сериал «Ваша честь», который оказался в топе смотрения. На СТС мы показывали и «Телок», и «Трудных подростков». Это дает второе дыхание проекту, и приводит новых зрителей на сервис, то есть появляется новая волна интереса. Кроме того, на «Море» можно подписаться через партнеров, например «Кинопоиск» или Wink, где доступна большая часть нашего контента. Мы не продаем отдельные сериалы, но некоторые компании так делают, чтобы охватить дополнительную аудиторию.

— Если говорить про аудиторию, как вы оцениваете ее объем?

Наша суммарная база с учетом партнерской дистрибуции — это порядка 3,8 миллиона подписчиков.

— Вы как-то меняли ценовую политику?

У нас всегда была одна подписка за 299 рублей, в которую входит весь контент. Часть сериалов можно смотреть бесплатно с рекламой. Часто люди приходят либо на эфирные проекты, либо на бесплатные проекты, на те же турецкие сериалы. А затем уже мы начинаем их переводить в платную модель, предлагаем им контент в подписке.


В начале года был некий уклон в информационное потребление. Но со временем запрос на комфортное смотрение оказался снова более существенным


— Какие люди вас смотрят? Соответственно, меняется ли как-то аудитория?

— Основная аудитория, которая оплачивает подписку, — люди в возрасте 20–34 лет, жители крупных городов. Это хорошее ядро, которое появилось за счет линейки наших сериалов, рассчитанных на молодежь, — это и Happy End, и «Трудные подростки», и тот же «Псих». Мы понимали, что эта история, в частности, про привилегированных москвичей со специфическими запросами. Казалось бы, их сложно понять каждому. Но это лишь обертка, а внутренние проблемы у всех одинаковые. В итоге «Псих» пользовался очень большой популярностью у молодой аудитории, которая находила его через тикток, через саундтрек от Скриптонита. Они начинали смотреть «Психа» и были в полном восторге. Им нравилось, что он такой безэмоциональный, безрадостный персонаж, который потерял интерес к жизни. Он, к сожалению, очень отзывался у молодого поколения, которое также сегодня оказалось потерянным. И сейчас мы экспериментируем с более взрослой аудиторией. Например, выпустили сериал «Ваша честь» с Олегом Меньшиковым и Алексеем Серебряковым в главных ролях. Мы хотим задействовать разные когорты зрителей.

— Сейчас часть подписок перестала работать в России, но и у людей денег стало меньше. Как вы ощущаете эту динамику на себе?

— Действительно, часть игроков ушла, и при этом экономическая ситуация не способствует тому, чтобы произошел какой-то большой сдвиг, по крайней мере пока. В связи с этим больших изменений с точки зрения притока или оттока аудитории в целом не было. Мы продолжаем расти в силу выбранной нами стратегии.

— Вы часто выпускали противоречивые и остросоциальные сериалы, будете ли продолжать это делать?

— Мы всегда стремились рассказывать социально значимые истории и продолжаем эту линию в тех же «Трудных подростках» и, например, новом проекте «Стая». Там тоже есть подростки со сложной судьбой, но их посылают в горы в качестве альтернативной меры наказания. Так мы стараемся одновременно рассказать историю с точки зрения важности юридической грамотности. Или тот же «Фишер» — говорит о причинах появления таких персоналий, как Головкин, и о том, как часто мы оказываемся катализаторами этого, сами того не замечая. В этом и есть социально значимый посыл: мы должны ответственнее относиться друг к другу, потому что никогда не знаешь последствий своих действий или слов.

— Какие истории сейчас востребованы зрителями? Что-то изменилось?

— В начале года был некий уклон в информационное потребление. Но со временем запрос на комфортное смотрение оказался снова более существенным. Новости перестали вызывать такой ажиотаж — люди возвращаются к потреблению привычного контента. И здесь предпочтения не меняются. Турецкие сериалы пользуются огромной популярностью, потому что это понятные истории про любовь, про отношения, с помощью которых можно отключиться от проблем. Популярны истории про маньяков — всем людям нравится пощекотать себе нервы, примерить на себя роль следователя. Я думаю, что в этом плане глобальных изменений нет, и тренд здесь у всех так или иначе одинаковый.