Сегодня у группы Hodila Izba вышел второй альбом — «Обряды». Ансамбль работает с народной музыкой, смешивая фолк с джазом и электроникой. Зачастую у российских музыкантов не очень получается работать традиционным музыкальным наследием — выходит либо эстрадная клюква, либо интересные лишь небольшой группе лингвистов попытки воссоздать все максимально аутентично. Hodila Izba удается найти верный баланс — их музыка звучит не пошло и свежо. 

Специально для «Большого Города» мы попросили группу рассказать о новом альбоме.

Еще на фестивале AWAZ в прошлом году мы придумали концепцию альбома — посвящение традиционным обрядам. За основу взяли песни, связанные с переходными этапами жизни наших предков. Отправляясь в новый мир, они прощались с семьей — и уходя в армию, и выходя замуж. Отсюда и задор, и трепет, и выплеск боли, в общем — катарсис. Первая песня — потешка, мама рассказывает ребенку об устройстве мира, от рождения до смерти. Такая логика и у альбома, слушайте треки подряд. Вас ждет пронизывающий душу рейв. Финальная композиция альбома — вышедшая как сингл поминальная песня «Горе». А бонусом — древнерусский духовный стих «Душа» в обработке Валерия Калистратова, записанный при участии ансамбля солистов Молодежного камерного хора Москвы.

Сразу после возвращения с фестиваля New / Open, где мы во второй раз выиграли грант на запись альбома, мы засели в студии. Это было 21 февраля. Встали уже в конце июня с готовым альбомом. А к середине июля у нас уже готовы видео на каждую песню: два уже вышли, осталось еще пять, они будут выходить каждую пятницу.

«Обряды» сильно отличается от «Ходуном» (первый альбом коллектива, — Прим. ред.), то был своего рода каталог работы Hodíla Izba от основания до текущего состава, со всеми жанровыми выкрутасами. Этот же — актуальный портрет того направления, которое интересно нам прямо сейчас.

Отличительная черта — над этим альбомом мы работали всем коллективом, от черновика, поиска нового звука, до финальной фонограммы. Была полная свобода. Каждый мог что-то предложить, и все готовы это принять и обсудить. А можно просто наблюдать и знать, что в итоге все получится, ибо есть общее доверие.

На этот раз альбом сводил Илья Мазаев, он работал с Mujuice, Artemiev, Наадя, группами СБПЧ, «Ва-Банк», «Моральный Кодекс», Вадимом Эйленкригом. Офигенный опыт, так как у него своя призма, свой взгляд и опыт, было интересно наблюдать как в его руках песни приобретают объем и новые грани. И в общении он дико приятный, хоть мы его и немного замучили под конец.

«Тюку-тюку»

Игровая, потешка. Это жанр фольклора, предназначенный для развития маленьких детей. Потешка не только развлекает, но и развивает малыша, она учит понимать человеческую речь и соотносить слова и действия. Родитель вместе с малышом проговаривают текст песни, при этом выполняют определенные действия и жесты, упоминающиеся в ней.

«Дуброва»

Свадебный обряд по всей России делился на два принципа: «Свадьба — веселье» — юг России, «Свадьба — похороны» — север России. «Дуброва» — из южнорусского региона. Исполняли песню весной, с ее помощью припевали девушек и парней, как бы намекая, что уже пора создавать семью.

«Кудри»

Традиционно песенными на Алтае являются последний девичий вечер с баней, приездом жениха «с гостинцами» и собственно свадебный день со сбором поезжан (родня со стороны невесты и со стороны жениха), выкупом косы, отъездом к венцу, окручиванием и обходом гостей. Песня «Кудри» пелась как раз на приезд с гостинцами. Жених откупался, угощая девушек сладостями и орехами. После этого все катались по деревне с песнями на наряженных выездных конях, с закрученными хвостами, с бубенцами, лентами, полотенцами на дугах, в праздничной упряжи — сбруя под серебром, камушки раскрашенные. Возили с собой украшенный веник. Обычно заезжали к жениху, где всех угощали ужином.

«Вы послушайте»

По обрядовой функции, поэтическому содержанию и художественным особенностям в свадебном фольклоре одним из самых ярких жанров являются величальные песни. По своему происхождению это магические песни. Цель — щедро восхвалить человека, одарить его самыми лучшими качествами, будто они уже существуют в реальной жизни. Тем самым как бы привлечь удачу. В песне говорится о неком Незнаме Незнамовиче, женихе, который потом обретает имя Ивана Васильевича. «Он приехал попосле всех — посадили повыше всех, подносили по чарке вина, на закуску — конец пирога» — в тексте подробно описывается то, с каким потчением и уважением относятся к главе новорожденной семьи.

«Ворон»

Под рекрутским обрядом понимается ритуал проводов на армейскую службу, которая в разные годы доходила до 25 лет. Специфика рекрутских песен заключается в изображении событий, порожденных явлением рекрутчины. Оно представало в народном воображении определенным этапом в человеческой жизни, которая состоит из трех основных вех: уход в армию, служба и солдатская жизнь, возвращение домой или гибель. Эти различные по продолжительности периоды жизни солдата и составляют основные тематические циклы рекрутских песен.

«Горе»

Это поминальный стих, который исполняли на девятый и сороковой дни, и на год после смерти. Смерть — это переход души из одного состояние в другое, в деревнях люди относились к ней с уважением, а духовные стихи напоминали живым о том, что их ждет в царствии Божием, если они будут жить по совести. Песню «Горе» мы начали записывать 21 февраля, 25 продолжили. «Горе» помогло проживать трагедию последних месяцев. Мы посвящаем ее всем тем, кто потерял близких, дом, жизнь.

«Душа»

Духовные стихи, особый пласт русского музыкально-поэтического фольклора, который складывался на протяжении многих веков и отразил характерные для народного сознания представления о христианской вере и связанных с нею нравственных основах жизни.

ФОТОГРАФИИ: Hodila Izba