Текст: Яся Контарь

С момента появления на столичных подмостках в 2017 году группа «Залпом» успела не раз шокировать свою аудиторию и даже закрепила за собой статус самого театрального коллектива на новой московской сцене. Новогодняя елка в советском кафе, богемный угар на вечеринке «Русский аттракцион» в месте, напоминающем бандитское казино из 90-х, выступление с Лешим в Mutabor. Каждый концерт группы — это отдельный перформанс на грани веселой попойки и белой горячки с вытекающей из них драки с героями русского фольклора наперевес.

Однако, несмотря на всю внешнюю вакханалию и беспрерывный угар, музыканты ответственно относятся к своему творчеству: тщательно изучают народные традиции во время экспедиций, беспрерывно изобретают новое звучание и разрабатывают необычную перформативную подачу. Не зря же большая часть коллектива — профессиональные актеры. «Сейчас мы представляем собой уже не музыкальную группу, а, скорее, некий театрально-музыкальный синдикат», — говорит солист группы Сережа Аполлонов.

Действительно, последний релиз «По кривой» даже нельзя назвать полноценным музыкальным альбомом, скорее — аудиоспектаклем по абстрактной пьесе, где каждая из песен является отдельной театральной сценой. Поэтому для того, чтобы понять альбом, его важно не столько слушать, сколько смотреть. Для этого музыканты даже сняли отдельный клип (кстати, их дебютный).

Трех песен на мини-альбоме («Я б тебя любил», «Марш» и «Русский») хватает, чтобы ощутить, как заматерела группа. От ленинградоподобной музыки и хита с названием «Тяжело быть пидором на заводе» с первого альбома «Товарищ дура» музыканты добрались до смеси метапанка и оркестровой музыки с восклицаниями «срать!» на фоне. Впрочем, у последнего даже есть несколько концептуальных трактовок. «Мы пытались найти следующий шаг. Вначале у нас была простая музыка с трубами, скрипками и аккордеоном, во втором альбоме „Лес видит“ она стала более тяжелой, а в последнем мини-релизе „Котовасия“ мы ушли в сторону электронного звучания. Сейчас же решили соединить все вместе», — рассказывает Аполлонов.

«Большой Город» поговорил с участниками группы о релизе альбома «По кривой», новом звучании и первом клипе.

О новой форме

В основе мини-альбома «По кривой» лежит пьеса нашего друга Аристарха Месропяна. Мы сотрудничаем с ним уже много лет. Он автор большого количества текстов для «Залпом», друг и идеолог группы, а еще пишет классные стихи. В этот раз он написал для нас целую пьесу, которая объединила в себе три музыкальные сцены. Если рассматривать «По кривой» как музыкальный спектакль, то песни — это акты, а театральные вставки с диалогами — перебивки между ними.

Сам сюжет разворачивается между двумя героями — «Русским» и «Молодой» (и историей ее жизни). «Молодая» — это девушка, которая рождается, взрослеет и сталкивается с молодым человеком «Русским». Так, в треке «Леха» можно услышать предысторию ее родителей и историю ее неожиданного появления на свет. На создание «Русского» нас вдохновил писатель Юрий Мамлеев и его герой-шатун из одноименного гротескного романа «Шатуны». «Русский» — это человек, который проводит свою жизнь очень хаотично, шатаясь.

О новом звучании

Практически все альбомы были придуманы и написаны в дороге, а записаны уже в студии DTH Studios в Москве. Для последнего альбома «По кривой» мы начали писать музыку во время этнографической экспедиции на Алтай еще два года назад — тогда же, когда и для «Котовасии» (предыдущий мини-альбом. — Прим. ред.), а за последние два месяца решили экстренно доделать эту работу.

С карантина у нас лежит порядка 30 демок, и с каждым месяцем их количество увеличивается. Что-то мы дорабатываем, что-то остается в темном углу, что-то мы находим спустя год и переделываем. Так, например, песня «Русский» была записана и отмастерена уже год назад, но нашла свой выход только сейчас.

Во время создания альбома мы слушали много оркестровой музыки London Festival Orchestra. Например, в песне «Я б тебя любил» присутствуют восточные мотивы. Во время ее написания мы часто слушали еврейскую народную мелодию «Hava Nagila» — как раз в новом прочтении британского музыканта Стэнли Блэка и в исполнении London Festival Orchestra. Нас поразило величие и страх этой музыки, и она нашла свое отражение в нашем мини-альбоме «По кривой».

Помимо оркестровой музыки, в разные периоды написания альбома мы слушали Portishead, Севдализу и даже FKA Twigs. Другую половину создания релиза мы вдохновлялись лондонской школой трип-хопа 90-х и 2000-х, школой старого хип-хопа и современного R&B. А еще группой Rammstein, как бы странно это ни звучало. Эклектика всегда была отличительной чертой «Залпом», поэтому такое разноплановое звучание скорее правило, чем исключение из него.

О составе группы

В записи альбома участвовали восемь человек, включая автора пьесы Аристарха Месропяна и мастеринг-инженера Александра Перфильева. Обложку сделал документальный фотограф Гоша Бергал.

Для нас «Залпом» — это подобие коммуны, кто-то приходит, кто-то уходит. Через группу прошло уже больше 20 человек. Сейчас костяк «Залпом» состоит из Миши Шамкова, Ксюши Чигиной, Сережи Аполлонова, Степы Привезенцева, Ильи Горохводацкого и Лени Никонова. Также в записи альбома принимала участие музыкантка Ульяна Волкова, которая играла на виолончели. Она же будет выступать с нами на концерте.

Помимо музыкантов, в нашей команде еще около 20 или даже 30 человек: операторы, видеографы, звукорежиссеры, хореографы и перформеры. С нами сотрудничает даже светодизайнерское бюро. Интересно и то, что все эти люди работают не за деньги, а за идею — они сильно вовлечены в творчество группы и понимают каждую нашу ноту.

О концерте

В воскресенье, 24 апреля, в ДК «Кристалл» мы устроим настоящее шоу талантов длиной в четыре часа — от прихода зрителя и его встречи с первыми перформерами до последнего аккорда песни. Будет много музыкальных сюрпризов и даже презентация дебютного клипа, а еще у каждого гостя будет возможность проявить себя, подготовив какой-нибудь необычный номер.

О первом клипе «Русский» и цикличности

«Русский» — это первая видеоработа группы «Залпом». Раньше у нас не было клипов. Естественно, мы хотим всех удивить, поэтому это не просто клип, а спектакль, запечатленный на пленку. Он раскрывает всю суть альбома — историю встречи «Молодой» и «Русского», историю рождения, любви и смерти, историю людей.

Клип получился абстрактный, как и все наше творчество. Он, как русские литературные произведения, будет абсолютно аутентично восприниматься зрителями — у каждого будет свое мнение на этот счет.

Небольшой пасхалкой может стать слово «цикличность» — жизни и смерти, любви и насилия. Если вспомнить его при просмотре, станет более понятно, что происходит в клипе. Больше спойлерить не будем.

О планах

Когда мы учились в институте (Школе-студии МХАТ. — Прим. ред.), мы часто ездили в этнографические экспедиции по России, изучали культуры разных народов. Нам очень близка тема народного творчества. В истоках культур можно найти много всего нового, поняв, из чего мы все вышли. Поэтому мы собираемся в новую экспедицию, во время которой приступим к созданию третьего полноформатного альбома. Это будет дикая смесь из всех нас, а может быть, из всей страны, инопланетных цивилизаций, наземных и подземных духов. Большего пока не расскажем.

обложка: Dima Mironov / «Залпом»