На лейбле «9Января» вышел сборник «Ин» (в переводе с удмуртского — «небо»). На нем представлены треки молодых музыкантов из разных регионов России, некоторые из них написаны на языках малых этнических групп. Основная идея первого сборника лейбла — заявить о музыкальном разнообразии культур.

Основательница лейбла «9Января» Оксана Бода рассказала «Большому Городу» о создании лейбла и релизе сборника музыки на языках этнических народов, а сами музыканты — о своих треках.

Автор: Иван Бочаров

Оксана Бода

Основательница лейбла «9Января»


Как появился лейбл

В детстве я жила на улице 9 Января в неблагополучном районе Ижевска. Гопники, скинхеды, субкультуры и прочие прелести начала нулевых. Несмотря на обстановку, в нашем дворе подростки часто играли на гитаре у подъездов. Уже тогда мне нравилось рассказывать о музыке другим людям: «Послушай, как Маша круто поет у второго падика!»

Идея создать лейбл пришла мне еще четыре года назад, но мешал синдром самозванца. Казалось, для открытия проекта нужно знать слишком много всего. В итоге собрала силы в кулак и успешно запустила «9Января лейбл» в январе 2021. Помог опыт в концертной индустрии и платные курсы по менеджменту.

Концепция лейбла только для регионов зрела во мне давно. Каждый раз, когда на музыкальной конференции спикеры говорили «Для успеха нормальным группам нужно переезжать в Москву», я бесилась. Ведь в современности нет разницы откуда ты пишешь музыку, важен план развития и продвижения.

Песни на малых языках я люблю всей душой: моя бабушка, татарка, часто пела традиционные песни на семейных праздниках. Так я решила, что буду показывать локальных артистов на разных языках и на деле доказывать, что региональная музыка — не синоним отсталого вкуса.

Как проходил поиск музыкантов

Музыкантов я нахожу через заявки на фестивали, в пабликах с новыми релизами, в плейлистах на стримингах и во входящих сообщениях на лейбл. Главные критерии попадания на лейбл — адекватность и общие ценности. Мы небольшое объединение, и если среди нас будет токсичный, хоть и очень талантливый человек, то это будет мешать работе остальных. «Творческая личность, оторванная от реальности» — не мой вариант.

Часть музыканток попали на лейбл, убегая от предвзятого отношения и домогательств в музыкальной индустрии. Девушкам поступали предложения по продвижению музыки, где оплатой будет их тело. Помню цитату одного недопиарщика: «Ну ты же понимаешь, что большие лейблы все равно сделают из тебя проститутку».

Одна из задач лейбла «9Января» — дать девушкам-музыканткам возможность комфортного роста и независимость от тупых предложений. В 7 из 7 треков на сборнике участвуют женщины, от вокала до продюсирования. Среди них две исполнительницы, у которых это первый релиз: «Серое лицо» и «Ласка».

«Серое лицо» я нашла среди заявок на шоукейс NEW/OPEN в Екатеринбурге, меня зацепила ее идея экспедиции по удмуртским деревням для сбора фольклорного материала. Оля из «Серого лица» — представительница вымирающего народа бесермяне и вдохновляется пением своей бабушки, это очень близкая мне история.

«Ласку» я знаю еще с самого начала карьеры в музыкальной индустрии, тогда она еще пела в джазовом коллективе. В прошлом году я посетила первый концерт «Ласки» в маленьком ижевском пабе. Я влюбилась в сочетание профессионального голоса и минималистичной музыки и без сомнений позвала ее на лейбл.

Насколько актуален формат сборника сегодня

Сборник — удобный формат для знакомства с лейблом. «9Января» появился недавно, и нужно познакомить публику с резидентами. Все исполнители на одном альбоме — удобно. Также в этом есть определенное равенство: в сборнике есть как треки групп, которые уже собрали 200 тысяч слушателей, так и те, для которых это первый релиз.

Для развития артиста как единицы эффективнее выпускать синглы, а вот для пиара лейбла в целом — сборники. Лично я сама люблю формат, где несколько артистов на альбоме, и всегда слежу за новинками. Из последнего понравился сборник «Холода» лейбла «Лейбл».

Планы по релизам

Несмотря на новостную повестку, начался «релизный сезон» — время, когда все музыканты выпускают новые песни. «9Января» тоже готовит новые синглы и EP осенью. Поделюсь с вами первыми: скоро выйдет релиз с удмуртскоязычным дримпопом и альбом электро-панка на калмыцком. Следите за обновлениями!

Следующий сборник обязательно будет, мы уже решили, что название будет на калмыцком. Попробуем собрать треки с одним настроением и, как всегда, выскажемся на важные темы, не прячась от реальности.

Музыканты — о своих проектах и треках


«Серое лицо»

О музыканте:
Электронный проект от представительницы вымирающего народа бесермяне (осталось менее 2 000 представителей). Часть вдохновения черпает из записей пения своей бабушки.

О треке:
Трек «Океан» — о том, что ты всего лишь частица этого большого мира, несущаяся в пространстве и времени из ниоткуда в никуда.

«Ласка»

О музыканте:

Дрим-поп на русском от этнической удмуртки. Новый проект певицы, за плечами которой большой музыкальный бэкграунд в нескольких коллективах — от джаза до электроники.

О треке:
Песня «Изумрудные дни» — о том времени, когда все исчезает. Остаешься только ты, и в этом одиночестве можно найти много ответов и понять себя.

Russalka

О музыканте:

Певица Russalka создает сказку для одиноких или непринятых, накрывая волшебным одеялом из меланхоличного поп-звучания и эстетики fairycore. Главная цель — поддержать слушателей в темный период их жизни.

О треке:
Идея трека «Барби без души» — борьба с романтизацией абьюзивных отношений. Героиня песни терпит издевательства от своей первой любви и становится «сломанной куклой». Главный посыл песни — не позволяй никому обращаться с собой плохо, ты достойна самого лучшего.

Руслан Дэ feat. Виктория Китаева

О музыкантах:

Традиционные калмыцкие песни с аранжировкой в стиле японской эстрады 70-х. Второй проект Руслана из группы Somerset.

О треке:
Eejin Dun — это народная калмыцкая песня. Песня о том, как воин вспоминает свою маму. Очень личная песня для каждого калмыка. Как лакмусовая бумажка общего настроения. Бабушки поют песню щемяще и душевно, погружая в детство. В исполнении разнокалиберных певцов она становится то брутальной и энергичной, то опошленной и слезливо-пьяной.

Мне же захотелось посмотреть на нее через призму нежности, которой так мало вокруг. Здесь есть и реверанс Валентине Ильцарановой, легендарной калмыцкой певице. Кинематографичная атмосфера и океан безграничной материнской любви. Мамам посвящается.

Post-dukes

О музыканте:

Фолктроника из Удмуртии, основанная на традиционной музыке финно-угорских народов. Участники группы — уроженцы деревень Алнашского района республики, где национальная идентичность достаточно крепко держит свои позиции. Post-dukes ищет баланс между электроникой и фольклорными мотивами, избегая пошлых музыкальных решений.

О треке:

«Яра» (в переводе с удмуртского — «рана») — инструментальный трек, написанный этой весной во времена переживаний. Вживую звучит самостоятельно изготовленный кубыз — струнный удмуртский музыкальный инструмент, внешне похожий на скрипку, почти забытый большинством вплоть до 80-х годов прошлого века.

«Отхода»

О музыканте:

«Отхода» — квир-группа из пустынного города Навои в Узбекистане. Музыканток всю жизнь сопровождал индустриальный гул заводов и звуки молитв из мечети. Проект, начавшийся с минималистичного эмбиента, позже перерос в композиции, насыщенные элементами индастриала и дарквейва.

О треке:
Трек «Холодно и страшно» — первый трек из цикла, посвященного проблемам ксенофобии и расизма.

Денеева

О музыканте:

Денеева из тех людей, которые притягивают к себе друзей. Ее смех слышно издалека, а человечность чувствуешь не глядя. Работает официанткой и пишет прекрасные тексты песен о том, как каждый из нас ищет ответы и волнуется, все ли сделал правильно.

О треке:
«Корабль в аэропорту» — это нео-поп о разрыве отношений и созависимости.

обложка: Russalka