«Место приколу всегда останется»: Группа PALC — о выживании, вдохновении и новом альбоме
Как восходящие звезды с миллионами просмотров в TikTok чувствуют себя сегодня
Группа PALC стала известна после череды медийных событий — сначала была победа в конкурсе на фит с Моргенштерном, потом завирусившаяся песня «Тараканы», которую массово использовали для тиктоков в январе 2021 года. В октябре 2022 года TikTok в России не работает (в аккаунте _palc — 445 тысяч подписчиков), а сама группа готовится к своим большим сольным концертам.
9 сентября PALC выпустили EP «ВИЖУ», который можно назвать одним из самых амбициозных альбомов года. Перед концертами — 22 октября в Петербурге и 25 октября в Москве — редактор «Большого Города» Иван Бочаров и музыкант Даша Дерюгина поговорили с солисткой PALC Таей Пальцевой. О том, с чем им пришлось столкнуться, как сейчас пишутся песни и можно ли сочетать коммерческий успех с наслаждением от музыки.
Авторы: Даша Дерюгина, Иван Бочаров
Даша: Каково это — быть начинающим артистом в годы жестких кризисов? В 2019-м вы стали открыты широкой аудитории, в 2020-м началась пандемия, теперь ситуация еще сложнее.
— Начиналось все супер. Один конкурс, другой — все здорово. А дальше все. Сначала пандемия. У нас должны были быть первые сольные концерты, они переносились «30 раз», если не больше. Потом вторая волна пошла…. Потом текущая «ситуация»…
Ощущение, как будто нам все время перекрывают кислород. Мы, разумеется, здесь вообще не первые люди, которые должны жаловаться на все происходящее, но здорово, что у нас даже в такие времена остается наша музыка. Мы можем в ней жить, можем в ней работать, а главное — можем в нее верить. И это очень придает сил. Несмотря на все сложности, которые нас, скорее всего, ждут — я уже ничему не удивлюсь, — мы все равно останемся с ней, ее у нас никто не заберет. Главное, чтобы мы могли потом ее еще кому-то отдавать. Господи, как мы были рады, когда все выпустили! Потому что наконец-то не только мы это слушаем, а можем поделиться с кем-то, кто тоже сможет это прочувствовать.
Даша: Миша Сеин, который пишет группе тексты, в одном из интервью сказал, что песню «Тараканы» написать очень просто, и он может сделать это тысячи раз, потому что нужно просто описать то, что происходит вокруг. Новый альбом писался этой весной, летом, так?
— Некоторые песни были написаны до этого. Конкретно весной были написаны «Гриб», «Чердак» и «Вижу».
Миша Сеин, автор текстов PALC, дал нам свой комментарий:
«Песня „Вижу“ — это и есть „Тараканы“. Я чутко воспринимаю происходящее в моей стране и пишу об этом с того момента, как впервые попробовал что-то срифмовать. У большинства исполнителей есть лейтмотив, к которому они постоянно возвращаются. И смакование русской тоски и запущенности — моя излюбленная тема. Прямо сейчас в загашнике PALC есть как минимум три песни об этом же. И, ремарка, — я патриот в настоящем смысле этого слова, и подобный взгляд во мне воспитала именно моя Родина. Благо, я не один такой»
Даша: И осталась ли эта схема — можете ли вы сейчас описывать то, что видите? осталось ли место приколу?
— Нет конкретной схемы, по которой мы работаем. В наших песнях и текстах мы всегда отталкиваемся от того, что чувствуем. Чувствуем прикол — рождается песня «Связь», где мы ржем над колдунами и гадалками. Чувствуем ужасную апатию и рефлексию на сложности, с которыми многим пришлось столкнуться, — рождается песня «Вижу». Песня «Чердак» рождается, когда оказываешься наедине с собой.
А место приколу всегда останется. В жизни должны быть разные состояния: тебе надо уметь грустить и уметь радоваться, и, если забивать на одну из этих частей, мне кажется, ничего хорошего не получится. Песня «Тараканы» — можно ли ее писать очень много, — да, наверное. Это тоже про чувства. Если почувствуешь, что надо, значит, нужно написать что-то подобное. Это про все, что тебя волнует в моменте.
Иван: Мне альбом показался такой версией пластинки Arcade Fire «Everything now», но менее попсовой, менее коммерческой, более стилистически разнообразной и более злой. Там у вас происходит сразу все и по стилям, и по музыке. И есть ощущение, что, если бы вы хотели, вы бы сейчас делали очень успешный поп вместо таких сложных вещей. Пытаетесь ли вы искать баланс или просто делаете то, что вам нравится?
— Мы, конечно, всегда задумываемся: «вот бы это более массово написать, вот бы вышло так, чтобы это было понятно большему количеству людей, чем сейчас». Но каждый раз, когда мы садимся писать, мы как будто забываемся. Мы начинаем слушать минус, который получается, или вокальную партию — и мы все время нацелены в сторону наших приколов и в сторону того, что возможно. Можем сделать проигрыш на три минуты — окей.
Но мы при всем желании не смогли бы быть Клавой Кокой. И это не дизреспект Клаве Коке, все замечательно, просто мы бы не смогли. И раньше мы очень сильно запаривались по этому поводу, а с этим релизом я себя как-то отпустила в этом плане.
И это так приятно было — не задумываться об этом вообще. Пишется как пишется, Глеба никак не стопаем. Глеб — это наш замечательный, талантливый саунд-дизайнер/клавишник/второй гитарист/звукорежиссер, он вообще мистер фантастик. Если раньше я говорила: «Глеб, ну давай притормозим, давай что-то здесь изменим, чтобы оно по-другому звучало немножечко», — то здесь я решила, что нет, я вообще не буду ничего говорить. И мне не хотелось! Потому что звучит круто и самобытно, я бы такое слушала. И не хочется подстраиваться под кого-то. Кайфовать пытаемся!
Иван: То есть на прошлом EP ты старалась больше контролировать такие вещи?
— Это не работает так, что я говорю: «Нет, ребята, звучит не попсово, переделываем». У нас песни и до этого не то чтобы так звучали. Но разница в том, что, когда мы писали наш первый EP, мы не понимали, что делать. Процесс того, как мы пишем, каждый раз меняется. Второй EP — ладно, чуть-чуть подразобрались, делаем. Третий EP — ладно, окей, мы все поняли. И последний — где мы думаем, что все сейчас сделаем по красоте. Каждый раз я задумываюсь — как это поймут люди, как это продвигать? Но все эти переживания сводятся к тому, что музыка все равно найдет своего слушателя и зрителя. Если это нравится нам, значит, есть еще такие люди. И, наверное, большим показателем стало то, что после этого релиза очень много друзей написали: «Тая, вот это ничего себе, вот это музон». Я несколько раз наткнулась на друзей в городе, которые стояли в наушниках, я подхожу, а они такие: «Эй, угадай, что я слушаю», — и показывают наш релиз. Как будто из-за того, что ты себя отпускаешь, это позволяет и другим людям насладиться больше.
Даша: У заглавного трека «Залип» очень неожиданная структура: хитовый припев прячется в середине песни и как будто обманывает слушателя. Как появился этот ход, какие эмоции он должен был передать?
— Музыка тем и прекрасна, что в каждой песне у тебя совершенно разные эмоции. И когда ты напишешь какой-нибудь трек, потом ходишь и очень долго в нем варишься.
Конкретно в песне «Залип» мы пытались подчеркнуть текст, как мы всегда и делаем, чтобы он засверкал в нашей музыкальной обработке. Здесь же текст про фарс, про пластик, всю эту медиадвижуху, у которой есть вторая сторона. Мы хотели сделать ее веселой, как будто мы это говорим с иронией, но при этом оно звучит очень подходяще тексту. И что это получается — постирония. Наверное, такую эмоцию мы хотели вложить.
Даша: Ты сказала, что это про глянцевые издания, медиадвижух. мне, наоборот, показалось, что это обращение к слушателю, а не к тому, что его окружает.
— У нас группа, в ней все работают над треком, я могу сказать только про свою часть. Мне это представляется всегда очень визуально. Этот ход мы придумали совершенно случайно — мы иногда сидим и начинаем «издеваться над песней». Что, если ее суперзамедлить и вот так вот манерно чуть-чуть спеть.
У меня сразу идет визуализация того, как я сижу на остановке в минус 20 и жду автобус, и единственное, что у меня есть, это наушники. И я жду, и жду, и жду этот автобус. И что-то выбивает из этого затупа, залипа. Мне кажется, что нам получилось этого добиться резким переходом — мы тебе не даем залипнуть, скажем так.
Даша: Расскажи про песню «Чердак». Из всех треков на альбоме она самая поэтически сложная, довольно трудно уловить ее смысл. Приходит на ум доппельгангер, злой близнец, темная сущность — как это на самом деле?
— Так и есть. «Чердак» — одна из моих любимейших песен, которые мы когда-либо писали. Наверное, самая любимая. И вот в ней я жила очень долго, весь апрель, весь май, этот промежуток времени. Она, разумеется, про тебя и твой внутренний саботаж, который живет у тебя внутри, он у каждого из нас есть. Он мрачный, и, мне кажется, этот трек тебя понимает.
Не знаю, что тут еще сказать про смысл: когда ты говоришь про внутренний саботаж, каждый может придумать то, что он понимает под этим. Из-за того, что песня такая мрачная и называется «Чердак», ты как будто остаешься наедине с твоим внутренним, когда ее слушаешь. Этим она очень сильно затягивает — меня по крайней мере.
Миша Сеин, автор текстов PALC, дал нам свой комментарий:
«Ключевая способность нашего сознания — взглянуть на себя со стороны, то есть в каждом из нас находится как минимум две сущности/личности/как хотите. „Чердак“ — рефлексия на тему уживания этих частей личности»
Иван: Почему опять EP, а не альбом?
— Так быстрее, сжатее, это конкретный период. Не придерживать песни дольше и дольше, чтобы потом дать слушателю огромную «колбасу». Это тоже было бы здорово, но можно же и пораньше все это выпустить. Поэтому лучше этот этап пройти — и сразу дальше, в следующий. Это дает волю развитию, потому что как-то быстрее идет процесс. Быстрее это, конечно, не про нас, но тем не менее. Поэтому EP.
Даша: В ваших выступлениях многое зависит от твоего флоу — откуда он взялся? Что ты такого слушала в детстве, где источник этой энергии?
— Конкретно с речитативом, честно, не знаю… Я слушала Эминема, но все слушали Эминема. Я слушала Red Hot Chili Peppers, но все слушали Red Hot Chili Peppers. Поэтому мне сложно сказать, откуда этот флоу — флоу, классно звучит, — я его изобрела, я подстроила под себя тексты. Я могла бы просто читать, но мне чертовски нравится петь, в этом дело. Мне очень нравится выговаривать, и дикция позволяет.
Иван: Сложно причислить вашу музыку к какому-то определенному жанру, в том числе из-за стилистической сложности — с одной стороны, это инди, c другой — рок, с третьей — рэп. А как ты думаешь, что, кроме вас слушают ваши фанаты?
— Все очень разное. Влияет то, что у нас большой коллектив, честно говоря. Плюс у всех очень разные музыкальные вкусы, у нас есть точки пересечения, но нет такого, что в группе есть человек, с которым у меня хотя бы на 70 % совпадает музыкальный вкус. Мне кажется, наши поклонники слушают абсолютно разные вещи, потому что их могут зацепить абсолютно разные вещи. Из-за того, что песни стилистически очень разные, кому-то может понравиться «Залип», потому что он слушает Zventa Sventana. Кому-то может понравиться «Гриб», и человек слушает «Порнофильмы». В этом и прикольно, что какой бы музыкальный вкус у тебя ни был, в группе PALC ты можешь найти то, что тебе откликнется.
Даша: Какой у вас сейчас концертный состав?
— У нас есть я, которая пою, есть барабанщик, басист, гитарист — и Глеб, у которого установка из iPad, синтезаторов, компьютера и даже второй гитары. Еще будет бэк-вокал, разумеется. В Москве будет замечательная Мария, а в Питер с нами поедет Диана, будут мне красиво подпевать.
Даша: Как появилось так много людей?
— Сначала нас было четверо. Глеб вообще играл на басу, мы записали так первые два релиза. После чего мы поняли, что нам нужны еще звуки. Он очень талантливый, играет на всем, на чем ни попадя, издает звук из табуретки даже, к тому же замечательный клавишник. И мы решили его пересадить на клавиши и взять басиста. У Степы, барабанщика, был знакомый басист — Тимофей, и Степа сказал: «Мне кажется, он суперски в коллектив впишется». Так и получилось. Прошло несколько репетиций, и нас стало чуть-чуть побольше.
Даша: А Миша с вами не выступает?
— Не выступает, но бухает на концертах. А в клипе «Во дворе» он снимался даже — в багажник засовывали человека.
Даша: Готовите к концертам какие-нибудь сюрпризы?
— Не буду раскрывать все карты, но да, мы в процессе подготовки некоторых новинок. Мы невероятно ждем концертов, потому что это момент, когда можно будет забить на все и просто наслаждаться музыкой несколько часов.
Даша: Ты сказала «новое». будут новые песни?
— Может, да, а может, и нет. Мы рокеры, мы вообще обещаний не даем!
Иван: Что ты слушаешь сейчас, можешь назвать последние зацепившие релизы?
Петар Мартич — замечательный альбом, правда, он его выпустил уже в прошлом году. Честно — слушаю постоянно, обожаю, не могу. Вообще, обычно я рэп не очень, но этот рэп очень понравился. Вот бы фит, что называется.
Zventa Sventana — всегда всем говорю, потому что это потрясающий музон, на концерт очень хотелось сходить.
Ghost — это такие позитивные металлисты, очень советую заценить. Многоголосия, фарс, куча инструментов. И это все пишет один чувак, который потом собирает группу, и они играют то, что он там придумал.
Kovacs — очень нравится вокал. Некоторые писали: «ой, похоже на тебя». Не считаю, но приятно.
Noga Erez — это набирающая популярность артистка из Израиля, они сейчас ездят по всему миру, очень заслуженно. Очень крутой женский рэп. Как будто Билли Айлиш на максималках — больше рэпа и с большей дерзостью.
Ну и альбом «ВИЖУ» группы PALC, слушаю постоянно!
Фотографии: Кристина Мхитарян