Постироничный танцевальный дуэт Oligarkh давно скрещивает фолк-мотивы и стадионную электронику (так называемый EDM) — получается хорошо. Нравится и «Афише», и Наде Толоконниковой. На днях у Oligarkh вышел новый альбом «Крамола» — мы поговорили с группой о нем, а также о русской культуре и любимых олигархах.

Автор: Паша Яблонский

 Есть ли у группы Oligarkh любимый олигарх?

Виктор: Абрамович, знаю про него немного, но, скорей всего, он.

Антон: Мне тоже Абрамович симпатичен. По крайней мере, его образ экспортного русского мне мил и не страшен. Потанина и Мамута и их культурную деятельность уважаю.

— Как вам кажется, насколько олигархи 90-х виноваты в том, что сейчас происходит с Россией?

Виктор: Кто-то точно должен быть виноват, давайте будут они — и еще политики.

Антон: Как социальная группа не сильно виноваты, а как отдельные акторы — каждый по своему.

— У вашей группы есть фильм-побратим — «Олигарх» режиссера Павла Лунгина с Владимиром Машковым в главной роли. Он рассказывает историю Бориса Березовского — ну, точнее, снят по мотивам его биографии. Вы смотрели этот фильм? Что думаете о Березовском и его судьбе в контексте того, что происходит сейчас с Россией?

Виктор: Видел парочку кадров этого фильма, и, если честно, смотреть не захотелось, для такого фильма нужно особое настроение — пока его не было.

Антон: Мне другие фильмы Лунгина интереснее. А Березовский, особенно с учетом сегодняшней перспективы, кажется почти шекспировским героем. Он сложная, противоречивая фигура, отразившая и отчасти сформировавшая сегодняшний день, но считать его «архитектором новой России» будет преувеличением.

— Как и многие олигархи того времени, Березовский заканчивал свою жизнь не в России — вы рассматриваете такой сценарий для себя?

Виктор: Сейчас такое время, что я не строю планов, живу здесь и сейчас, мне интересно пожить в других странах, всегда об этом мечталось, но вот все никак не решался — а сейчас подходящий момент.

Антон: Да, уже присмотрели русское кладбище в Белграде.

— Еще в 2017 году вы говорили, что все «постоянно спрашивают, почему нам до сих пор не пришили „оскорбление чувств“» — а о чем спрашивают сейчас?

Виктор: Спрашивают «когда новый альбом?» И «когда следующий концерт?»

Антон: Или можно ли с нами сделать фит.

— Одна из миссий Oligarkh — поправьте меня, если я не прав, — так или иначе работать с русской культурой. Поменялась ли как-то эта миссия с февраля 2022 года? Каково сейчас делать упор на народные мотивы, напевы и так далее?

Виктор: Делать упор на народные мотивы всегда непросто, поэтому особенно важно, когда получается что-то не пошлое.

Антон: Сейчас это делать проще. Появилась целая плеяда групп, работающих с народным звуком: Pole, Hodila Izba, The Settlers. Некоторым из них уже предлагают концерты на федеральный бюджет и в соответствующем антураже. Фольклор — штука очень политически заряженная, и государство активно будет продвигать правильных народников.

— В такие времена, как сейчас, как будто остается меньше пространства для иронии — и многие национальные символы начинают еще плотнее ассоциироваться с сопереживанием той или иной стране. Не боитесь ли вы, что люди станут более остро реагировать на вашу музыку?

Виктор: Острее, чем в 2014 году, вряд ли будет. Все-таки это наше родное, из детства, без химии и ГМО. Мы не говорим, что наше творчество однобоко, где-то оно мрачно, где-то светло, но это наше, так сказать, «наше все». Мы можем косить под кого угодно, заимствовать из любых культур, но это не станет родным, как тот бэкграунд, что есть внутри нас.

Антон: Я даже рад буду, если наша музыка будет ощущаться сейчас острее.

— Вы не думали отказаться от постмодернистского подхода пересборки этой самой русской культуры — найти какой-то другой угол работы с ней? Например, деколониальный — в России все больше говорят о национальной самоидентичности коренных этносов.

Виктор: Я поволжец, вот моя самоидентичность. Поволжец, который впитал и продолжает впитывать культуры разных этносов. В них пока не разбирался и не слышал, что сейчас говорят о них больше, чем обычно.

Антон: Мне кажется, Oligarkh не столько про этничность, сколько о массовом сознании и коллективной памяти, а она простирается шире, чем культура отдельных народов. Русская культура все еще остается общим пространством для огромного количества людей и узнаваема далеко за своими пределами.

— Расскажите про название альбома — почему «Крамола»?

Виктор: Очень красивое старинное слово, мы с друзьями часто его употребляем в разных ситуациях. Но мне как творцу хочется, чтобы названия были противоречивые и рождали много смыслов, я считаю, что нельзя мешать слушателям рождать их. У нас весьма абстрактное творчество, и каждый находит в нем подтверждение или отрицание своих взглядов, мы выпускаем музыку, а не методички, в которых написано, как и что нужно воспринимать. Искусство никому ничего не должно.

О треках с нового альбома

01 «NACHALO»

Врата, обрамленные колокольным звоном и глухим грохотом больших барабанов, установлены на въезде в призрачное городище, которого никогда не было.

Использована запись средневековых колоколов: нас вдохновило грубое матовое звучание. Сам файл был незаконно получен из источников, которые пожелали остаться анонимными.

02 «KRAMOLA»

Трек, который был написан еще четыре года назад и ждал своего часа. Изначально должен был входить в саундтрек к фильму «Киберслав», написан для большой батальной сцены, но был отбракован из-за мелодии, которую трудно напеть.

03 «LULI» (feat. kira enko)

Дроп трека с рожками был написан так же четыре года назад, и все это время мы искали мелодию для припева. История помнит три варианта мелодической части, но все было не то. Финальная идея пришла в голову во время шлифовки дачной двери под Ярославлем. За полчаса была сделана демозапись, и уже в Питере мы связались с Кариной для чистовой записи голоса.

04 «NABAT»

Трек, в котором использована любимая фишка — бит из колоколов. Также использована запись «Свете тихий» хора, в котором пел Виктор, когда еще жил в Ярославле. В интернете найти ее практически невозможно, но сохранился компакт-диск единственного тиража 15-летней давности.

05 «SMERTIYU» (feat. Ksiada)

Вся музыка трека была написана вокруг вокальной партии Дарьи, случайное знакомство с которой принесло нам замечательный результат. Она прислала записи голоса, и стало понятно, что с ним можно сделать крутой трек.

06 «U MILOVA» (feat. «ВеданЪ КолодЪ»)

С творчеством группы «ВеданЪ КолодЪ» мы были знакомы давно и даже встретились на фестивале в Womex в Сантьяго-де-Компостела (Испания) — а это, между прочим, крупнейший центр паломничества. Трансовое северное звучание группы стало катализатором создания коллаборации. Идея насыщения аранжировки перкуссией принадлежит нашему барабанщику, мы полдня записывали, как он играет на стаканах, рюмках, железках и всем, что подвернулось тогда ему под руку.

07 «RITUAL» (feat. «ВеданЪ КолодЪ»)

Изначально планировался отдельный совместный релиз, полностью состоящий из коллаборации с «ВеданЪ КолодЪ», но впоследствии, когда альбом «Kramola» обрастал разными треками, демками, идеями, было принято решение сделать так, каким альбом является сейчас. К звучанию варгана всегда было такое отношение, будто его можно использовать только в пси-транс-музыке, но питерский бас-продюсер ICHI своим творчеством показал, что это не так. За что ему огромный респект.

08 «KON'» (feat. DEEPFOLK)

Из архивов демозаписей достали трек, который так же, как и многие треки с «Kramola», ждал своего часа. DeepFolk, ранее известные как FolkBeat, присылали по нашей просьбе множество записей, в числе которых оказалась симпатичная песня про коня, но не того, с которым выходят в поле. Этот вольный конь скачет в слоумо по русскому полю в золотых лучах летнего солнца.

09 «KOLESO» (feat. «ВеданЪ КолодЪ»)

У нас в стране качество дорог — это отдельная тема для творчества. В этом треке хотелось передать атмосферу груженой повозки, которая в ночи медленно едет по ухабистой дороге из одной дали в другую, а под конец кубарем скатывается с горы. Как сказал классик, еду по России, не доеду до конца.

10 «VENOK» (feat. «ВеданЪ КолодЪ»)

Самый громкий и темный трек с альбома. В какой-то момент мы даже записали тяжелую гитару, но подумали, что это будет уже совсем другая группа, и просто до талого перегрузили бас.

11 «KITEZH»

Этот трек родился сам собой из перебора на гуслях, аранжировки, которая готовилась для коллаборации с Эрикой Лундмоен и ритм-секции сайд-проекта Tumani Limana, он отличается от звучания всего альбома и отлично расположился после самого громкого трека. Является логическим финалом альбома.

12 «KONETS»

Конец есть конец, по хорошей традиции альбом открывают и закрывают треки-близнецы, обрамляя его, придают законченность произведению. Завершает альбом удар в колокол.