Московская группа «Хадн Дадн» выпустила новый релиз — «Потругальский альбом». Основная часть альбома была придумана во время путешествия по Испании, Португалии и Голландии в 2017 году. Антон Моисеенко написал большинство хуков, а затем Варвара Краминова создавала аранжировки уже в 2021 году, дописывала текст, развивала мелодии.

Автор: Иван Бочаров

Специально для «Большого Города» Варвара Краминова рассказала об истории создания каждой песни с нового альбома.

«Фака-сика»

— Шел 2017 год, мы с Антоном были в путешествии по Португалии, Испании и Голландии, сгустились сумерки, я начала петь возвышенно неприличные слова «фака-фака-сика, фака-фака-сика, сика-сика-фака» и сильно смеяться. «Фака-сика» стала первой песней, которая делалась мной для «Португальского альбома» в 2021 году. Аранжировка к ней создалась почти сразу, легко и игриво. С этого все началось.

«Куда зачем» feat. Дмитрий Гудничев

— Был конец 2021-го и противоречивое утро, я почувствовала азарт, села за пианино и начала петь с надрывом: «Куда, куда, зачем, зачем, зачем, зачем, зачем убегаешь» много раз. В комнате возник Антон, сказал: «Давай, играй», — и целиком выдал первый куплет. Через 20 минут песня была готова целиком. После четырех попыток аранжировать эту жгучую вещь мы обратились к Дмитрию Гудничеву и его острым минимал вайбам. Он преобразовал набросанный мной скелет, расщепил весь звук, добавил невидимый бит и протянул электричество.

«Закаты»

— Вернемся в 2017 год. Путешествие по Европе продолжается, мы попадаем в Брагу, и ее теплый уездный закат отражается в Антоне таким образом, что он вдруг запевает: «О, какие закаты, о какие закаты, и на этих закатах молодые солдаты», — потом продолжает петь про комбата, на этом песня резко обрывается. В 2021-м я сажусь в Ableton, чтобы создать аранжировку и узнать, чем же закончится эта история, но событий в моей жизни хватает лишь на строчки «Летит приказ по улице глаз. Стоптанный берц, стук сердец». Летом 2022 года я наконец узнаю, чем закончится песня: после многочисленных попыток дописать текст мне приходит от Антона ссылка на «выпуск „Голоса“», в котором Егор Летов поет «Русское поле экспериментов», и недостающие слова тут же находятся.

«Цари»

— В 2017 году мы гуляли по поросшей мхом заброшенной набережной Порту, и Антон начал петь: «Цари умирали, цари вымерли». В 2018-м я написала насмешливый куплет про обрусение монголо-татар и осталась им довольна, но после этого был создан еще один куплет про Петра I и предательство сестры — и это уже попахивало графоманией, песня была брошена. В 2021 году я придумала первые части припевов и села в Ableton, из пальцев выстрелили искры, заработали арпеджаторы и жужжащие сэмплы, и в мистической пелене возникла часть про призраков, сразу вместе с текстом.

«Вино на пиво»

— Дело происходило в Порту, мы шли с пляжа в магазин, и Антон вдруг спел «Вино на пиво» от начала до конца, а я покатилась со смеху. Было ясно, что это хит.

Аранжировке в какой-то момент не хватало раскачивания, и Никита Чернат, специалист по качу и грязи, добавил грува, труб и гитар, из-за чего во время прослушивания возникало особенно сальное чувство.

«Тундадор»

— Главная песня на альбоме. Проходя мимо отеля Fundador в Испании, Антон запел: «Отель Тундадор, 28 этажей, я поселюсь на пятом этаже отеля Тундадор».

Часть «Мы — сильная империя Португалия» была сочинена ночью в Лиссабоне на знаменитой улице с трамвайчиком. Там собралось человек 100, все были навеселе и пели неизвестную нам песню под гитару и африканские барабаны, мы пристроились рядом и начали орать: «Мы сильная империя Португалия» — под их аккомпанемент и качаться из стороны в сторону вместе с ними. Я все записала на диктофон.

«Западник — славянофил»

— О том, кто создатель хука этой песни, ходят споры. Я отчетливо помню, как мы с Антоном идем по улице мимо нашего дома, и я запеваю: «Западник, западник, славянофил, славянофил», — а он утверждает, что первый это спел. Правды мы не узнаем. Первый куплет я написала, когда мы уехали в марте 2022 года в Ташкент, второй куплет был написан уже в разгар лета.

«Порто»

— Мы ходили по разваливающемуся центру Порту, находящемуся при этом под защитой ЮНЕСКО, улицы были красивы, но уже совсем плохи. Встретили огромную очередь из малоимущих, они стояли за супом, мычали и походили скорее на сумасшедших. Среди них был мальчик лет 15 в черном пиджаке, который долго стоял в обнимку с пожилой женщиной, потом вдруг подошел к одному раскачивающемуся из стороны в сторону деду и начал на него орать. Мальчика тут же стали удерживать, и он в следующую же секунду рухнул на землю и забился в конвульсиях.

Психоделическая часть в середине песни полностью создана Никитой Чернатом.

«Евро 95»

— Мы вышли из Рейсхмузея, купили в магазине очень дорогую воду за 1 евро 95 центов, и нам сказали, что если мы сдадим бутылку в этом же магазине на переработку, то вернется одна треть. Антон запел «Евро, евро 95. Видишь, очень здесь короткие дожди…»

Мне потребовалось много времени, чтобы высечь нужное музыкальное состояние, не перебрать с танцевальностью, не сделать слишком вяло. Было пять версий аранжировок этой песни, мы даже собирались на репбазе, чтобы ее наполнить, и там Никита Чернат записал тома из проигрыша. Потом сыграл на гитаре. Песня сформировалась окончательно после точных штрихов саунд-продюсирования Дмитрия Гудничева во время сведения.

«Душенька»

— Написана в маниакальном веселье, в подавленной большой печали, пришла ко мне сразу с хэконьем. В ноябре 2021 года я отправилась на дачу работать над аранжировками «Португальского альбома» и за пару холодных снежных дней под цветение гибискуса расправилась с аранжировкой для «Душеньки». Гибискус тогда сошел с ума и вдруг зацвел яркими красными цветами посреди поздней осени и цвел целых две недели. Уже в Москве Никита Чернат сделал для «Душеньки» гитару.

«Макароны»

— Как-то в 2021 году Антон Моисеенко запел: «А макароны в макароннице макаронятся, а моя мама полюбила на концерте моего отца. А бутерброды в бутерброднице бутербродятся…» После этих сакральных строк мне пришлось очень долго искать, чем же должна обернуться эта история и как подчеркнуть такое содержание, не скатившись в блатняк. Это была многодневная битва, баланс был обретен, а Дмитрий Гудничев вновь своей легкой рукой расставил саунд-продюсерские штрихи и даже спел в начале песни. Мария Блинова, солистка «Ритуальных услуг», создала свою фирменную флейту для финала, а «идти до конца» в последнем припеве мне подсказала моя мама.

«В ресторане»

— Первая часть «Хрустальные вазы с цветами…» и до слов «Потому что там дорого» придумалась мной в Браге, когда мы проходили мимо пустого ресторана. В 2020 году мы ездили в Стамбул, пытались найти место, где поесть ночью, и попали на улицу туристических ресторанов. Нас встречали напомаженные зазывалы в костюмах, каждый спрашивал, откуда мы, и ласкал взглядом, протягивал меню с одним и тем же набором блюд и говорил, что их ресторану нет равных. Все это походило на симуляцию, мы перестали понимать, где находимся, сдались и пошли в самый последний ресторан, у которого стоял зазывала с подбитым глазом и даже уже никого не зазывал. Зал оказался наполнен чучелами животных, со стены свисали оленьи рога, посетители потягивали кальян, еду принесли холодную и с волосами, но в колонках раздался азан, и тут же возникла жизнь.

«Питаться»

— Первая половина песни написана в карантин 2020-го. Аранжировка начала создаваться в ноябрьский дачный период 2021-го под цветение бешеного гибискуса, и вместе с аранжировкой возникла неожиданная вторая часть. Потом я сделала рендер и долго гуляла под эту песню в заметаемом пасмурной метелью лесу, придумывая недостающие слова.

«Мечта»

— Мы шли в не очень светлом настроении мимо парка где-то в Испании, и Антон запел: «Мечта останется мечтою, метла останется метлою». В 2021 году я взялась дописывать эту песню, и она была про несчастную любовь. В 2022-м летом она стала про посторонний затхлый век, а осенью Сергей Рыженко создал для нее партию скрипки, от которой я рыдала в метро, ну и не удивительно, ведь всем известно, что Сергей Рыженко доведет любого своей скрипкой до слез. Никита Чернат прописал пронзительную гитару, а Дмитрий Гудничев вновь штрихами саунд-продюсеринга укрепил композицию.

Фотографии: Юлия Рванцева / «Хадн Дадн»