От Букстехуде до Aphex Twin: Каким будет новый музыкальный сезон в храме Святого Людовика
Между Малой Лубянкой и Милютинским переулком

В католическом храме Святого Людовика между Малой Лубянкой и Милютинским переулком — старейшем действующем храме столицы — начался новый концертный сезон. За четыре года непрерывной деятельности, курируемой Еленой и Антоном Агаповыми-Стрижаковыми, организаторам удалось наполнить пространство храма виртуозной органной музыкой, камерными выступлениями барочных ансамблей и современными сочинениями. Все это будет продолжено и в новом сезоне. Специально для «Большого Города» подробности узнал автор заметок, статей и эссе о музыке, создатель канала Sobolev//Music Олег Соболев.
Автор: Олег Соболев
Пятница. Темный московский вечер. В храме Святого Людовика проходит концерт. Прямо у входа в пресвитерий (пространство, куда во время службы допускаются только священники) играет ансамбль старинной музыки L’Aspetto Musicale: барочная виолончель, скрипка и флейта, клавесин и вокалистка Елизавета Белоконь.
Программа посвящена немецкому барокко. На афише значатся хорошо знакомые фамилии: Гендель, Телеман, Букстехуде, два Баха, Иоганн Себастьян и его сын Карл Филипп Эммануил — но исполняются редкие сочинения. От Генделя, например, четыре арии из цикла «Девять немецких арий», каждая озаглавлена по первой строке, порой почти инопланетно поэтичной: «Моя душа слышит в видении», «Сладкие хлопья цветочного янтаря». От Бахов — трио-соната соль мажор, насчет авторства которой до сих пор спорят музыковеды: то ли это работа Иоганна Себастьяна, то ли Карла Филиппа Эммануила, а может, они сочинили ее вместе.
L’Aspetto Musicale открыли уже четвертый подряд концертный сезон в храме Святого Людовика. За музыкальную программу в храме отвечает семейная пара Агаповых-Стрижаковых: органистка Елена и преподаватель Антон. За время их работы концерты стали неотъемлемой частью жизни прихожан, затем превратились в важную культурную точку для жителей округи — Мясницкой, Лубянки, Китай-города — и постепенно оформились в одну из самых интересных концертных серий академической музыки Москвы.
Первый концерт сезона оказался как будто бы образцово-показательным: выступление L’Aspetto Musicale подчеркнуло сильные стороны вечеров в храме Святого Людовика. Здесь выступают увлеченные музыканты, способные подчеркнуть акустику храма и впечатлить недооцененными, часто забытыми произведениями. Пожалуй, пятничный вечер в сопровождении Генделя и Баха не давал понимания только об одном — что жанровый диапазон программ куда шире: в зале храма между Малой Лубянкой и Милютинским переулком звучит не только барокко, а еще музыка классической и романтической эпох, а также сочинения современных авторов.

Константа, которая склеивает разнообразный репертуар в храме Святого Людовика, — это орган, звучащий практически на каждом концерте
Орган в любом католическом храме — носитель литургической риторики пространства: он поддерживает общинное пение и озвучивает паузы молитвы. Ватикан прямо утверждает: «В латинской церкви органу отводится высокое место... Его звук придает церемониям великолепие и сильно возвышает ум человека к Богу». В истории академической музыки легко находятся десятки имен композиторов, служивших органистами при католических храмах: Фрескобальди и Куперен в эпоху барокко, Франк, Видор и Брукнер во времена расцвета романтизма, Оливье Мессиан в XX веке.
Современный орган храма Святого Людовика установили в 90-е годы. Это инструмент 1892 года, собранный в Бордо. Агаповы-Стрижаковы продолжают традицию проведения концертов: в 2000-х ими занимался органист Дмитрий Ушаков, в 2012–2013 годах — Тимур Досаев, ныне регент хора собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.
Елена Агапова-Стрижакова связана с храмом давно: приходской органисткой она стала еще в 2009 году. В конце прошлого десятилетия храм подвергся большой реконструкции, в процессе которой орган законсервировали на несколько лет. Орган — сложный механизм, которому необходимо регулярное звучание для сохранения формы, и годы тишины негативно сказались на его голосе. Требовалось вновь играть на нем много и часто. Поэтому, помимо литургического использования, Елена предложила проводить концерты, чтобы инструмент обрел полноценную жизнь.
Органная музыка — основа всех концертных сезонов храма Святого Людовика, и программы органных концертов поражают тщательной проработкой. В них, помимо музыкальной, скрыта просветительская миссия: на каждом концерте между произведениями звучит ведущий, объясняющий, что будет исполнено и как к этому относиться. Поэтому если в храме звучит знаменитая Токката и фуга ре минор Иоганна Себастьяна Баха или «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Генделя в органном переложении, то это всегда часть программы, где известные мелодии соседствуют с произведениями, редко исполняемыми и почти незнакомыми широкой публике. Так было, например, на концерте Андрея Бардина, лауреата крупнейшей внутрицеховой премии «Органист года», в начале этого сезона.
В дальнейших концертах сезона планируется участие таких признанных отечественных виртуозов, как Александр Удальцов, Алексей Шмитов, Елена Привалова — столпов современного органного искусства России. Появление этих имен на афишах — показатель того, насколько далеко продвинулась концертная деятельность в храме. Первые вечера в храме держались в основном на Елене Агаповой-Стрижаковой, однако постепенно круг участников расширился. Сначала организаторы сами обращались к известным музыкантам и налаживали связи с региональными органистами (например, с Евгением Авраменко, титулярным органистом Кафедрального собора в Калининграде). Со временем ситуация кардинально изменилась: теперь артисты сами пишут в храм Святого Людовика, предлагая идеи для новых программ.

Музыкантов, исполняющих сольные и камерные программы, а также вокальные сочинения, привлекает акустика храма
В храме Святого Людовика звучит сольная и камерная музыка без участия органа. Так, например, было с L’Aspetto Musicale; полностью сольным будет концерт альтиста Артема Агаева, назначенный на 25 октября. В том же ряду — вечер преподавателя МГК имени Чайковского и автора блога Baroque4You Александры Кореневой, в рамках которого будут выступать L’Aspetto Musicale, камерный ансамбль «Обратная перспектива», клавесинистки Дарья Борковская и Ольга Филиппова. А в начале января барочная капелла «Золотой век» — один из старейших и самых заметных барочных ансамблей Москвы, в этом году отпраздновавший свой 23-й день рождения, — исполнит Бранденбургские концерты Баха.
Звук внутри меняется в зависимости от расположения слушателя: на боковых скамьях он ощущается немного иначе, чем на боковых нефах, тем более в центральной части зала. Однако есть общее впечатление: инструменты, особенно струнные, словно окутывают звуком, звучат мягко и естественно, без резкости.
Елизавета Белоконь отмечает: «Акустика делает голоса и инструменты полетными, словно нисходящими свыше, ангельскими». Каждый звук прозрачен и существует отдельно от другого, будто сам по себе. Такое звучание ставит перед музыкантами особую задачу: в пространстве, где любая неточность сразу усиливается и становится заметной, требуется безупречная техника и концентрация. Но часто именно этот вызов и притягивает артистов.
«В этом храме потрясающая акустика для исполнения соло на альте без электронной подзвучки, — рассказывает Артем Агаев. — Я бы даже сказал, что среди всех московских храмов, где мне доводилось выступать и где чаще всего играют классические музыканты, именно здесь, в храме Святого Людовика, самая сбалансированная акустика».

С этого сезона храм Святого Людовика сам начинает заказывать музыку современным композиторам
Акустика раскрывает не только старинную музыку, но и современную. Уже третий год здесь проходят концерты в рамках Gnesin Contemporary Music Week (GCMW) — одного из крупнейших фестивалей новой академической музыки в Москве, организованного научно-творческим центром современной музыки РАМ имени Гнесиных совместно с центром электроакустической музыки Московской консерватории. В прошлом году на концерте GCMW в храме Святого Людовика прозвучали сочинения Лоуренса Крейна, Дьёрдя Лигети, Николая Корндорфа, а также работы молодых композиторов. Что будет в этом году — пока до конца не известно, но организаторы хотят исполнить знаменитую «Пляску смерти» Камиля Сен-Санса, «Recordare» для органа молодого российско-армянского композитора Рачьи Есаяна, «Вопрос, оставшийся без ответа» иконы американского модернизма Чарльза Айвза и «Ответ на вопрос, оставшийся без ответа» Дьёрдя Куртага.
Еще одна примечательная история — концерты Hauntology. Это одновременно и музыкальный коллектив, и концертная серия, в рамках которой композитор Дмитрий Мазуров и клавесинистка Катарина Мелик-Овсепян исполняют переложения классиков британской (Aphex Twin, Autechre) и российской (Solar X) электронной музыки. В программах Hauntology они звучат рядом с барочными сочинениями и произведениями современной академической традиции, например, с композициями австрийского органиста Клауса Ланга.
Более того, с этого сезона храм Святого Людовика сам начинает заказывать музыку современным композиторам. Уже 6 марта здесь прозвучит премьера нового сочинения петербургского композитора Светланы Лавровой, чья музыка сочетает яркость и остроту с плавностью и внутренней мягкостью. «Светлана исследует связь музыки и архитектуры. В ее сочинениях важны пространственные траектории звука, резонансы и игра между внутренним и внешним звучанием. Она работает с темами статики, энтропии и движения звука. Все это напрямую связано с уникальной акустикой храма и органа», — отмечает Елена Агапова-Стрижакова.

Ощущение тихого праздника посреди городской суеты
Елена Агапова-Стрижакова подчеркивает, что в новом сезоне планирует перейти от логики отдельных концертов к сериям или даже небольшим фестивалям. Это звучит вполне естественно, тем более что опыт проведения фестивалей в храме Святого Людовика уже накоплен. Этой весной состоялся Баховский фестиваль — к 340-летию со дня рождения великого немца (именно этой датой, кстати, объясняется постоянное присутствие музыки Баха в первой части нынешнего сезона). Но главные фестивали для храма — это все же религиозные, приуроченные к двум большим христианским праздникам: Рождеству и Пасхе.
Программа Пасхального фестиваля этого сезона пока находится в разработке, а с Рождественским многое уже ясно: центральное место в ней займет барочная музыка, а откроет фестиваль ансамбль блокфлейт Московской консерватории под руководством Алексея Шеина. Елизавета Белоконь, которая вместе с клавесинисткой Маргаритой Корешковой, другой участницей ансамбля L’Aspetto Musicale, дебютировала в храме три года назад, а затем открывала прошлогодний Рождественский фестиваль, отмечает: «Особенно впечатляет убранство храма на праздники. Оно необычно и выходит за рамки повседневности. Храм дарит дивное ощущение интимности и покоя, несмотря на то, что стоит в самом центре мегаполиса».
Ощущение тихого праздника посреди городской суеты во многом определяет место храма Святого Людовика в музыкальной жизни Москвы. В стенах скромного христианского храма, пережившего две мировые войны, революцию, хрущевскую антирелигиозную кампанию, снова звучат голоса, раздается мощь органных труб, исполняются сочинения современников и играет музыка, которая живет с человеком уже три столетия. Это маленькое чудо преодоления.
Фотографии: храм Святого Людовика
