12 июля в Мультимедиа Арт Музее пройдет фортепианный концерт «Элементарные частицы» композитора и пианиста Игоря Яковенко. Мы поговорили с Игорем и попросили его составить плейлист, чтобы больше узнать о фортепианном минимализме.

 

 

— Придумав в 1916 году авангардный жанр «фоновой», или «меблировочной», индустриальной музыки, которую не надо специально слушать, Эрик Сати явился предтечей минимализма. Его ненавязчивые мелодии, повторяющиеся множество раз, звучащие в магазине или в салоне во время приема гостей, опередили свое время почти на полвека. На записи потрясающий Алексей Любимов исполняет не самую известную композицию из музыки для пьесы Пеладана «Сын звезд».

— Еще одним композитором, который предвосхитил минимализм, был американский композитор Джон Кейдж. Его медитативная пьеса «Dream» была написана для хореографа Мерса Каннингема в конце 40-х годов и лично на меня производит гипнотический эффект. 

— Композитор Ла Монте Янг часто определяется как первый композитор-минималист. В его поле интересов лежит разработка временной концепции, в основе которой идея освобождения от внешнего времени. Минимализм Янга призван создать своеобразную воронку, через которую происходит проникновение в изолированное безграничное временное пространство. «Композиция № 7» представляет собой два звука, который исполнитель может держать сколь угодно долго. На представленном видео этот процесс занимает почти три часа.

 

 

— Терри Райли хоть и не является родоначальником минимализма, но стоит у его истоков. В его музыке можно проследить влияние джаза и индийской культуры. А его пьеса «Keyboard Study» для меня — эталон стиля минимализм.

 

 

— Джон Адамс, на мой взгляд, является недооцененным композитором. В его музыке много интеллекта, но от этого она не становится менее эстетичной и захватывающей. Пьеса «China Gates» — одно из самых коротких его произведений. А чередования паттернов (простейших звуковысотных и ритмических ячеек) в пьесе графически изображено им на первой странице рукописи в виде арки с причудливым узором. 

— Поле композиторского интереса Стива Райха — это ритмическая рассинхронизация. Произведение «Piano Phase» написано в 1967 году для двух фортепиано. Два исполнителя играют один и тот же мотив из 12 нот, затем один из музыкантов начинает очень медленно ускорять темп до тех пор, пока его вторая нота из 12 не будет совпадать с первой нотой первого музыканта. Так происходит 12 раз, пока музыканты не возвращаются в исходное состояние. 

 

 

— Эстонский гений тихого минимализма Арво Пярт не сразу нашел свой музыкальный стиль. В 60-х годах он сочинял, используя авангардные техники и цитаты из Баха. Позднее, в конце 70-х, он пришел к открытию собственного музыкального стиля — tintinnabuli. Минималистичная пьеса для фортепиано «Fur Alina» является характерным произведением в этой технике.


— Филипп Гласс является одним из самых известных композиторов-минималистов. Этюды для фортепиано он начал писать, чтобы улучшить свою технику игры на инструменте, но из технической задачи этот процесс быстро превратился в творческий. Мой любимый этюд — «№ 2».

— Луи Андриссен — голландский композитор, среди наиболее интересных работ которого следует упомянуть «Workers Union» 1975 года, «Mausoleum» 1979-го, «Velocity» 1982-го и «Matter» 1984 года. Для фортепиано им написано не так много, но мне очень нравится пьеса «The Hague Hacking Scrap» 2003 года. 

 

обложка — Игоря Яковенко