9 декабря в Мультимедиа Арт Музее (МАММ) состоится премьера музыкальной сюиты «Хрупкость», которая станет основой для нового альбома композитора и музыканта Глеба Андрианова. Глеб исполнит «Хрупкость» вместе с музыкантами Хассаном Белькасемом Беналиуа, Львом Слепнером, Олегом Маряхиным, Антоном Изгагиным, Дмитрием Ерошиным и солистами камерного оркестра Cinematica в сопровождении аудиовизуального нейроэксперимента студии NeuroLab.

Создатель и художественный руководитель проекта Cinematica Глеб Андрианов работает на стыке музыкальных форм, исследуя классическую и экспериментальную музыку. В своей работе Глеб стремится к поиску новых форматов и смыслов, уделяя особое внимание идее диалога как музыкального метода. Специально для «Большого Города» композитор и музыкант составил плейлист и рассказывает о любимой музыке и ее приемах.

— Я учусь паузам в музыке. Это великое искусство. И учиться этому нужно у великого Арво Пярта.

Если по какой-то причине вы не знаете музыку этого эстонского современника, то нужно скорее это исправлять. Это, безусловно, духовная музыка, и не только потому что автор — глубоко верующий человек. Перефразирую Бродского, который писал: «В каждой музыке — Бах. В каждом из нас Бог».

В каждой паузе — Пярт. 

Сложно представить себе современный минимализм без повторений и Филипа Гласса. Вокруг него ходит несколько мифов: что он придумал повторяющиеся структуры (которые уже после стали отдельным жанром), когда хотел развить фортепианную технику и просто гонял гаммы туда-сюда. А еще, что долго работал то ли таксистом, то ли штукатуром, пока музыка не стала приносить ему доход. Мне это близко. Одно время я работал реставратором каменного зодчества, а еще актером и сборщиком мебели. 

Я люблю его фортепианные пьесы, второй и третий квартеты и саундтреки к фильмам «Часы» и «Койяанискаци».

Музыка Миши Альперина производит на меня сильное впечатление. Безусловный фортепианный и композиторский гений. Мне нравится весь альбом «North Story»: в нем прекрасно все — от лейбла ECM, на котором он вышел, до нордической истории, которую рассказывает великолепный квартет с участием Аркадия Шилклопера на этой пластинке. Оба псалма и композиция «Morning» на этом альбоме немного напоминают мне по настроению начало одной из частей моей новой сюиты «Хрупкость», в которой я рассказываю про одиночество, а главный герой — это кит, который кричит сквозь миллионы тонн воды и не получает ответа. 

Я часто слушаю Симеона тен Хольта, чтобы вдохновиться или сосредоточиться. Хотя кажется, что диапазон настроений у этой вещи бесконечный. Для меня музыка этого голландского композитора намного ближе, чем произведения его американских коллег-минималистов. Возможно, из-за того, что он использует гармонии, близкие европейскому романтизму. Такой повторяющийся Шопен. А еще очень нравится указание в его партитуре, что количество повторений выбирает сам исполнитель. 

Это очень светлая музыка. Если паузам я бы хотел научиться у Пярта, то свету — у Мартынова. Я сыграл несколько концертов с Владимиром Ивановичем в этом году и был поражен тем, насколько легко он идет в экспериментальное поле. Я помню, как было страшно, когда мы первый раз вместе импровизировали. Я сильно рекомендую попасть к нему на сольный концерт. Это очень глубокий и ценный опыт. 

Музыка и философия этого швейцарского пианиста уже много лет меня интересует. Я помню его концерт в культурном центре «ЗИЛ»: это тот случай, когда выходишь из концертного зала, а внутри что-то поменялось. Мне кажется, что музыка очень сильно нас трансформирует, нужно серьезнее относиться к тому, что слушаешь. Ник Берч работает на стыке минимализма и современного джаза, издается на ECM, занимается айкидо. Мне все с ним понятно. Мне нравится его подход к наименованию альбомов и композиций. Он называет их модулями и просто присваивает порядковый номер. Очень удобно! 

Думаю, что в каком-то виде его музыка напоминает мне последнюю часть сюиты, которая тоже имеет нумерологическое название: «7 + 5 = 4» .

Раз уж мы заговорили о современном джазе, то хочу отметить этот коллектив. Помню, как лежал на полу во время их концерта и никак не хотел открывать глаза. The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble состоит из разных стилей и, конечно, не ограничивается джазом. Мне тоже нравится сочетать в своей музыке сложно сочетаемые элементы.

Еще одна композиция с отсылкой на китовую часть сюиты «Хрупкость». Я даже включал ее музыкантам на одной из репетиций, чтобы объяснить настроение в произведении. Мне нравится умная электронная музыка, это ее отличный представитель. Ну и, конечно, великолепная труба в исполнении Эрика Трюффаза. Как сказал бы герой Вени Ерофеева из «Москва — Петушки»: «Трансцендентально!» 

Хочется закончить этот плейлист одной из своих самых ранних композиций. Я сочинил ее, когда еще даже и представить не мог, что стану заниматься музыкой профессионально, соберу собственный оркестр и буду писать музыку к фильмам. Она напоминает мне о том, что нужно следовать за своими идеалами и мечтами, и однажды все получится. Самое главное — это не бояться ошибок. 

Обложка: Глеб Андрианов