На следующей неделе, 30 августа, в Москве пройдет очередное незаурядное мероприятие Sound Up — пожалуй, наиболее ярких популяризаторов академической музыки за последние несколько лет. Sound Up умеют устраивать шоу из не очень подходящей, казалось бы, для шоу музыки — кому-то прослушивание Мусоргского с бокалом шампанского может показаться оскорблением классики, но такой формат работает. Люди уже давно не готовы проводить по три часа, зевая и сдвинув коленки в филармонии. Поэтому Sound Up устраивает ивенты в музеях, театрах и даже подземных парковках. В прошлом году самым ярким мероприятием стал музыкальный променад на Речном вокзале — там разные музыканты и композиторы исполняли свои и чужие сочинения, сидя в разных комнатах: получилось что-то вроде иммерсивного концерта.

Сейчас Sound Up делает целый вечер, посвященный звучанию современной виолончели. Не только той, которую вы привыкли слышать в оркестрах или камерных сочинениях барочной музыки. А вообще — то есть от Филипа Гласса до Bjork и «Игры престолов». Пройдет все в формате концерта-диалога, в котором участвуют Борис Андрианов и Ольга Калинова — суперзвезды среди виолончелистов. Специально для «Большого Города» мы попросили их отобрать любимые современные композиции, в которых фигурирует виолончель.

Важная деталь — как всегда, Sound Up придумали очень крутую локацию: сейчас это электродепо монорельса — здание с гигантским футуристическим куполом, где никогда прежде не устраивали концерт (и, возможно, никогда больше и не устроят).

30 августа, 21:30, «Депо монорельса», билеты

Автор: Паша Яблонский

Борис Андрианов


Janos Starker

Соната Золтана Кодая — первое фундаментальное сочинение для виолончели соло после столетий, прошедших с написания баховских сюит. Это виртуозная музыка с элементами венгерского фольклора, а две нижние струны виолончели перестраиваются на полтона вниз для подчеркивания специального лада.

Giovanni Sollima

Джованни Соллима, композитор и виолончелист. Новатор и экспериментатор. Его называют Джимми Хендриксом виолончели.

Две его пьесы: Concerto rotondo, музыка на грани неисполнимого, трюки, подвластные далеко не всем.

В детстве Джованни ставил пластинку виолончельного концерта Вивальди и импровизировал под нее. Как результат — The Family Tree, основанная на этих импровизациях.

Friedrich Gulda

Фридрих Гульда, великий австрийский пианист и абсолютный фрик. Второе отразилось в написанном им концертом для виолончели и духового оркестра.

Ольга Калинова


Apocalyptica

Apocalyptica — легендарная финская метал-группа, состоящая из четырех виолончелистов, которая, быть может, сделала самый большой вклад в популяризацию виолончели за последние 20 лет.

Есть легенда об их становлении: однажды в Хельсинскую консерваторию по ошибке заехала съемочная группа MTV. Администратор им сказал: «Вы ошиблись адресом, но у нас есть группа виолончелистов, которая может быть вам интересна». Так началась карьера Apocalyptica, которая вот уже 20 лет регулярно собирает многотысячные залы и даже стадионы.

Lucy Railton

Английская виолончелистка Люси Рейлтон — активная участница различных музыкальных и арт-проектов, в которых она экспериментирует со звуком виолончели.

Виолончель — кладезь возможностей для подобных практик, так как у нее широчайший диапазон звучания и большой корпус, который тоже можно использовать в этих звуковых исследованиях. Особенности этим звуковым поискам и высказываниям добавляют использование различных виолончельных техник, а также новые технологии и электроника.

Kevin Olusola

Замечательный Кевин Олусола — прекрасный виолончелист, композитор и битбоксер. Посмотрев это видео, вы не сможете и дальше называть виолончель динозавром в музыке.

Julia Kent

Джулия Кент— американская виолончелистка и композитор, успешно запустившая свой сольный проект. Джулия современна во всем: ее инструмент сделан из карбона — сверхпрочного, технологичного материала, используемого в космических и авиационных сферах, а свою музыку она пишет и исполняет с различными электронными гаджетами, электроникой и техникой delay (задержка звука) и loop (наслаивание звука, записанного вживую, которое позволяет создавать многослойное звуковое полотно — так музыка Джулии звучит как целый виолончельный оркестр).

обложка: Sound Up