«Человек и колокол»: Что слушает композитор и звонарь Александр Чайка
Рассказываем накануне колокольного концерта «Тайна детства» в МАММ

1 июня в 21:30 в МАММ пройдет колокольно-акустический концерт «Тайна детства», открывающий серию камерных выступлений «Обращение». Пространство музея наполнится звуками колоколов, бил и металлических предметов, найденных авторами и превращенных в музыкальные инструменты.
Открывает цикл «Обращений» — композитор, поэт, звонарь и один из немногих в России исследователей колокольной звукозаписи Александр Чайка. Вместе с музыкантом, начинающим звонарем и ведущей вечера Таей Радченко он создаст звуковой диалог, в котором каждый удар колокола становится откликом на внутренние образы и личные переживания.
Специально для «Большого Города» Александр и Тая составили плейлист, раскрывающий многогранность заданной темы.

Колокольный звон — не только зовет и возвещает, он также успокаивает, становится частью личного внутреннего мира. Это глубокий и многослойный акустический опыт. Как отмечает Тая, «звон лелеет, успокаивает, становится близким, сокровенным открытием внутри каждого, кто его услышит и прислушается». Одним из самых великих, загадочных и вдохновляющих новаторов-мастеров звона она считает звонаря-виртуоза Константина Сараджева, жившего в ХХ веке и оставившего после себя неизгладимый след в мире изучения колокольного звука.
«Сараджев мог один и тот же колокол заставить звучать совершенно по-разному. Если современная теория музыки имеет дело максимум с 24 звуками в октаве, то слух Котика улавливал бесконечное их множество. Соединяя их по собственным законам, он создавал гармонию какого-то нового типа».
Наивысшей точкой использования колокольного звучания в истории классической музыки Тая называет симфоническую поэму Сергея Рахманинова «Колокола» — первая часть вошла в плейлист предстоящего концерта. Наряду с ней — работы Георгия Свиридова, также использовавшего колокольные тембры в своих сочинениях.
Александр Чайка — автор таких терминов, как «симфозвон», «говорящие колокола» и «Человек и колокол» — авторской концепции, в которой человек и инструмент становятся частью единой системы координат. Его цель — дать слушателю возможность получить уникальный индивидуальный акустический опыт.
«Необходимо различать знания о колоколе, знания о человеке, воспринимающем его звук, и знания о новейших произведениях и звонарях-исполнителях», — говорит он.
Чайка — ученик легендарного мастера звона Павла Маркелова, чьи работы также вошли в плейлист «Человек и колокол». Маркелов внес большой вклад в развитие искусства звона в России, переосмыслив традиции и заложив фундамент для будущих поколений звонарей.
Кульминацией вечера станет премьера нового музыкального инструмента — ударного органа, личного изобретения Александра Чайки. Это многоуровневый ансамбль гармонически выстроенных металлических пластин (бил), создающих неповторимый звон и богатство тембров.
«Когда появились била, звон стал настолько широким и гармоничным, что в сочетании с колоколами родились неведомые ранее звуки. А ведь именно тембры отличают музыку от просто звука», — говорит Чайка. В плейлист концерта вошли его собственные произведения, изданные под авторским лейблом «Колотон».
«КОЛОТОН», Александр Чайка — «Праздник»
Сергей Рахманинов — Поэма «Колокола»
Георгий Свиридов — «Метель»
Павел Маркелов — «Осока на ветру. Маркелиана»
Павел Маркелов — «Рогожская трилогия»
Павел Маркелов — «Светлояр. Двадцатая колокольная симфония»
Павел Маркелов — «Мистерия Индиго»
«КОЛОТОН», Александр Чайка — «Утрата»
«КОЛОТОН», Александр Чайка — «Восприимчивость»
«КОЛОТОН» — «Проницательность»
ФОТОГРАФИИ: личный архив Александра Чайки