1 июня в 21:30 в МАММ пройдет колокольно-акустический концерт «Тайна детства», открывающий серию камерных выступлений «Обращение». Пространство музея наполнится звуками колоколов, бил и металлических предметов, найденных авторами и превращенных в музыкальные инструменты. 

 

Открывает цикл «Обращений» — композитор, поэт, звонарь и один из немногих в России исследователей колокольной звукозаписи Александр Чайка. Вместе с музыкантом, начинающим звонарем и ведущей вечера Таей Радченко он создаст звуковой диалог, в котором каждый удар колокола становится откликом на внутренние образы и личные переживания. 

Специально для «Большого Города» Александр и Тая составили плейлист, раскрывающий многогранность заданной темы.

 

 

Колокольный звон — не только зовет и возвещает, он также успокаивает, становится частью личного внутреннего мира. Это глубокий и многослойный акустический опыт. Как отмечает Тая, «звон лелеет, успокаивает, становится близким, сокровенным открытием внутри каждого, кто его услышит и прислушается». Одним из самых великих, загадочных и вдохновляющих новаторов-мастеров звона она считает звонаря-виртуоза Константина Сараджева, жившего в ХХ веке и оставившего после себя неизгладимый след в мире изучения колокольного звука.

«Сараджев мог один и тот же колокол заставить звучать совершенно по-разному. Если современная теория музыки имеет дело максимум с 24 звуками в октаве, то слух Котика улавливал бесконечное их множество. Соединяя их по собственным законам, он создавал гармонию какого-то нового типа». 

Наивысшей точкой использования колокольного звучания в истории классической музыки Тая называет симфоническую поэму Сергея Рахманинова «Колокола» — первая часть вошла в плейлист предстоящего концерта. Наряду с ней — работы Георгия Свиридова, также использовавшего колокольные тембры в своих сочинениях.

 

 

Александр Чайка — автор таких терминов, как «симфозвон», «говорящие колокола» и «Человек и колокол» — авторской концепции, в которой человек и инструмент становятся частью единой системы координат. Его цель — дать слушателю возможность получить уникальный индивидуальный акустический опыт.

«Необходимо различать знания о колоколе, знания о человеке, воспринимающем его звук, и знания о новейших произведениях и звонарях-исполнителях», — говорит он.

Чайка — ученик легендарного мастера звона Павла Маркелова, чьи работы также вошли в плейлист «Человек и колокол». Маркелов внес большой вклад в развитие искусства звона в России, переосмыслив традиции и заложив фундамент для будущих поколений звонарей.

Кульминацией вечера станет премьера нового музыкального инструмента — ударного органа, личного изобретения Александра Чайки. Это многоуровневый ансамбль гармонически выстроенных металлических пластин (бил), создающих неповторимый звон и богатство тембров.

«Когда появились била, звон стал настолько широким и гармоничным, что в сочетании с колоколами родились неведомые ранее звуки. А ведь именно тембры отличают музыку от просто звука», — говорит Чайка. В плейлист концерта вошли его собственные произведения, изданные под авторским лейблом «Колотон».

 

 

«КОЛОТОН», Александр Чайка — «Праздник»

Сергей Рахманинов — Поэма «Колокола»

Георгий Свиридов — «Метель»

Павел Маркелов — «Осока на ветру. Маркелиана»

Павел Маркелов — «Рогожская трилогия»

Павел Маркелов — «Светлояр. Двадцатая колокольная симфония»

Павел Маркелов — «Мистерия Индиго»

«КОЛОТОН», Александр Чайка — «Утрата»

«КОЛОТОН», Александр Чайка — «Восприимчивость»

«КОЛОТОН» — «Проницательность»

 

ФОТОГРАФИИ: личный архив Александра Чайки