В эту пятницу, 25 ноября, пройдет большой ивент команды Sound Up — в большом читальном зале Российской государственной библиотеки ансамбль Intrada исполнит вокальные сочинения культового нью-йоркского композитора Мередит Монк. Разбираемся, кто такая Монк, как ей удается десятки лет оставаться актуальной и как она повлияла на Бьорк.

Текст: Ирина Севастьянова

Мередит Монк — уникальная фигура в американской и мировой культуре. Если ее композиторы-сверстники известны и высоко ценятся в основном в профессиональном сообществе, то она стала кумиром художников, инди-музыкантов, режиссеров театра и кино. Монк больше чем композитор, она — мультихудожник.

Возраст Монк — а ее 80-летие в эти дни отмечается по всему миру — абсолютно не соотносится с ней, ведь Мередит находится в отличной физической и интеллектуальной форме и выступает с перформансами вместе со своим ансамблем. Она — адепт буддистской философии, активно практикует йогу и медитации, ее волнуют проблемы экологии и взаимоотношения людей. В течение многих лет Монк не изменяет своему стилю: она сохраняет дух хипповской молодости, а ее длинные волосы всегда заплетены в косички.

Монк никогда не останавливалась на чем-то одном. В 60-е — времена своей студенческой юности в Нью-Йорке — она изучала вокал и танец, начала сочинять, организовала творческий центр, участвовала в немыслимых перформансах друзей-художников и создавала свои новаторские произведения. Монк училась классическому пению и одновременно экспериментировала с голосом совсем в другом направлении: в области расширенных исполнительских техник. Ее всегда интересовали разные культуры, поэтому нестандартные вокальные приемы она находила в том числе в этнической музыке. Сплав академического и фольклорного — важная черта стиля Монк. Она много работает в жанре песни и переосмысляет его: превращает фактически в спектакли, где главным действующим лицом становится голос.

Первые свои сочинения Монк создавала под себя. Отличные вокальные данные позволяли ей справляться с очень сложными задачами: сочетанием высоких и низких звуков, комбинированием разных техник и приемов. Сегодня лишь немногие певцы способны исполнять ее произведения. В 70-е Монк основала собственный ансамбль и стала много писать специально для него. За альбом «Impermanence» в 2008-м Монк с ансамблем была номинирована на «Грэмми».

ФРАГМЕНТЫ С ВЫСТУПЛЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ «IMPERMANENCE»:

Большой поклонницей сочинений Мередит стала исландская певица Бьорк. Она сделала кавер знаменитой композиции «Gotham Lullaby» — самой Монк новое прочтение понравилось.

ИСПОЛНЕНИЕ МОНК

ВЕРСИЯ БЬОРК

Для Монк голос неразрывно связан с телом. Она уделяет большое внимание не только звуковой, но и визуальной составляющей: пение у нее сопряжено с движениями и жестами. Этот метод стал отличительной чертой Монк — композитора, работающего в междисциплинарной области, то есть на стыке разных видов искусств. Она считается одним из пионеров в жанре музыкального перформанса. Знаковым в ее карьере стало произведение «16 Millimeter Earrings» («16-миллиметровые сережки»). В 1966-м, когда этот перформанс был создан, подобные работы встречались совсем редко. В нем сочетаются пение и чтение текстов, танец, трансляция отдельных изображений и фильма. В перформансе нет линейного сюжета, он построен на визуальных и аудиальных ассоциативных рядах, связанных с исследованием телесности и эмоций.

ВИДЕОВЕРСИЯ ПЕРФОРМАНСА

В ансамбле Монк участвуют артисты, занимающиеся различными перформативными практиками, среди них есть вокалисты и танцовщики, но большинство — люди, как и Мередит, работающие на стыке разных жанров и стилей.

Монк сыграла важную роль в истории перформанса, но не менее высоко ценятся ее оперные работы. Она часто выбирает для сюжетов философские истории-притчи. В опере начала 70-х «Education of the Girlchild» она обратилась к ритуалам и традициям, связанным с женщинами: показала разные этапы жизни от старости до юности, совсем как в истории Бенджамина Баттона. Примерно в это же время, будучи в путешествии по Европе, Монк посетила музей, где собраны свидетельства ужасных преступлений Холокоста, и свои переживания этой сложной темы воплотила в следующей опере — «Quarry». Здесь она исследовала явление фашизма, того, как безумные идеи овладевают людьми и делают их жестокими.

Фрагмент из оперы «Education of the Girlchild». Соло Мередит Монк:

Большое признание получила ее опера начала 90-х — «Атлас». Это мистическое путешествие во времени и пространстве. Монк в нем, как и во многих своих произведениях, не только автор музыки: она сама поет, работает над хореографией и визуальным оформлением. «Атлас» не теряет актуальности, и пару лет назад Лос-Анджелесский филармонический оркестр представил новую версию спектакля. Если первая постановка оперы была оформлена вполне классически, то в этом варианте задействованы самые современные театральные технологии. Для сцены зала имени Уолта Диснея была построена уникальная декорация со сложными конструкциями и видеопроекциями. Оформлением «Атласа» занималась художница Эс Девлин, она получила известность благодаря работе с кинетическими скульптурами и выступала дизайнером шоу нескольких звезд (Бейонсе, Адель и Канье Уэста) и торжественных церемоний на олимпиадах в Лондоне и Рио.

Релиз оперы «Атлас»

Монк много сотрудничает с арт-пространствами. Она создала несколько произведений по заказам разных американских музеев. На заре своей карьеры Монк открыла новый жанр — site-specific искусства — работ, созданных с учетом особенностей места, пространства и акустики. Сегодня такие произведения — одна из самых популярных форм у художников, но в конце 60-х подобными вещами занимались единицы.

Инсталляция Songs of Ascension была вдохновлена архитектурным сооружением: башней в Северной Калифорнии. Во время исполнения музыканты — певцы ансамбля Монк и струнный квартет — расположились на разных ярусах здания, а затем перемещались по разным его частям.

Фрагменты инсталляции Songs of Ascension

Монк всегда увлеклась кинематографом, создавала видеоверсии своих перформансов и снимала фильмы сама. Несколько ее картин 80-х годов, например, Ellis Island и Book of Days, показывались на крупных фестивалях и были там удостоены престижных наград.

В последние годы Монк работает над большим театральным перформансом «Indra’s Net». Его премьера откладывалась из-за пандемии, и в прошлом году он был показан в концертном варианте. Это финальная часть ее трилогии, посвященной взаимоотношениям человека и природы. В перформансе-притче Монк старается преодолеть нашу разобщенность и показать важность связей между людьми.

За свою длительную карьеру Монк создала около 100 произведений, и во многих из них ведущую роль играет голос. На перформансе проекта Sound Up Voices у слушателей появится уникальная возможность услышать знаковые сочинения композитора вживую. Вечер пройдет в необычном месте — исторических интерьерах читального зала Ленинской библиотеки. Режиссером вечера станет Юрий Квятковский. В программу вошли не только произведения Монк, но и других американских композиторов: классиков минимализма Дэвида Лэнга и Джулии Вольф, а также авторов молодого поколения — Джадда Гринштейна и Кэролайн Шоу. Сочинения исполнит камерный хор Intrada под управлением дирижера Екатерины Антоненко — ведущие российские исполнители современной музыки.

Фотографии: Sound Up