В конце прошлой недели в Нижнем Новгороде состоялся крупнейший в России фестиваль медиаискусства Intervals. Событие в восьмой раз организует международная мультимедиакомпания Dreamlaser. За плечами команды — инсталляция «Улитка» на Таймс-сквер в Нью-Йорке, мэппинг на Большом театре во время чемпионата мира по футболу, визуальное оформление павильона России на «Экспо-2020» в Дубае и другие проекты в стране и за рубежом. 

В этом году организаторы Intervals впервые решили объединить работы авторов общей темой «Траектории». Всего в фестивале поучаствовали 25 художников из десяти стран. Медиавыставка развернулась на 17 городских локациях на улице и внутри зданий. Чтобы посмотреть все инсталляции, следовало заранее спланировать маршрут и выделить на его прохождение несколько дней. 

Репортаж: Анастасия Айрих

Россию представили: Dreamlaser, Sila Sveta, Radugadesign, 404.zero, formate, Масаидов х Захарова х LYM Art, Knife Studio, Slava Saf & Artur Sofin (Black April), а также победители опен-колла фестиваля IF Pulse. Среди зарубежных участников — Los Romeras (Испания), ruestungsschmie.de (Германия), RE:Sorb (Германия), Amiangelika & 1100 (Великобритания), Jérémie Bellot (Франция), 1024 Architecture (Франция), Kati Katona (Венгрия), Ouchhh (Турция), Aka Chang (Тайвань) и Akiko Yamashita (Япония).

За четыре дня событие посетили рекордные 450 тысяч зрителей из разных городов и стран. Кроме городской медиавыставки, Intervals включал музыкальную, перформативную, образовательную программы, а также впервые — архивную. 

«Большой Город» побывал на фестивале и выбрал самые завораживающие локации и инсталляции.

 

 

Стая

Технологичный и пугающий эксперимент, который показывали в «Пакгаузах» на Стрелке. Участник располагается в центре пространства и отвечает на вопросы перформера, который подключен к нейроинтерфейсу. Нейроактивность его мозга влияет на поведение стаи из 14 роботособак. Направление движения животных не задано, на него влияет эмоциональное состояние человека. При этом с каждым днем собаки ведут себя все агрессивнее, они пытаются нападать друг на друга, на перформеров и на зрителей. 

«Этот эксперимент — перенос чувственного состояния вовне. Обычно мозг заставляет нас что-то делать, и мы слепо следуем его командам, а здесь мы стремимся поступить наоборот. И мозгу такой порядок очень не нравится. Мы входим в симбиоз с технологиями, формируя новые социальные организмы. Мы романтизируем технологию и стремимся продолжить путь ее оживления», — говорят авторы Надин Захарова и Дмитрий Масаидов.

 

 

Башня крекинга

Заброшенную башню крекинга на бывшей промышленной площадке Горьковского нефтемаслозавода называют «нижегородским Колизеем». При этом многие из горожан признаются, что открыли для себя локацию только благодаря фестивалю. 

Звучное слово «крекинг» означает процесс, с помощью которого большие молекулы нефти (например, мазут или тяжелое масло) разбиваются на более мелкие и полезные, такие как бензин, дизель или газ. 

На несколько дней компания Dreamlaser вдохнула жизнь в индустриальный объект с помощью световых и аудиоэффектов. В грубой монументальной башне, забытой в городской среде, снова зазвучал шум, появились вибрации и ритм. Свет и звук проходили насквозь и вокруг нее, рождая новую энергию.

 

 

Interoception 

Лазерная инсталляция от 404.zero — российского дуэта AV-архитекторов, который создает генеративные работы, опираясь на математические знания. Вдохновляются темой смерти, неизведанного и далеким космосом. Оба участника выступают одновременно и как художники, и как музыканты, что редкость. Чаще в дуэте один человек отвечает за звук, второй — за визуал. 

Interoception работает с ощущением пространства. Зрители перемещаются по большому темному залу, в котором вспыхивают, гаснут, образуют геометрические фигуры и кружатся лазеры. 40 лазерных лучей реагируют на звуковые импульсы, генерируемые в реальном времени с помощью модульных синтезаторов. 

От масштабности помещения, динамики инсталляции, мигающего света и одновременной темноты появляется яркое физическое ощущение растерянности. С каждой минутой, проведенной внутри, все активнее вовлекаешься в диалог между внутренними ощущениями и внешней средой.

 

 

Post Scriptum

Amiangelika & 1100, аудиовизуальный дуэт из Лондона, создал интерактивную инсталляцию о памяти, времени и мимолетности мысли. Прикосновения превращаются в чернильные мазки, а после трансформируются и растекаются. В итоге, как и в жизни, получается нечто иное — не то, что задумывал.

 

 

«Точка сингулярности»

от студии Sila Sveta и МТС Live в пространстве «Цех»

Sila Sveta уже не первый раз участвует в Intervals. Студия известна не только местным, но и на мировой сцене. Команда создавала визуальное оформление для концерта Билли Айлиш, занималась оформлением пятимесячного американского тура рэпера Дрейка, работала на церемониях FIFA World Cup 2022 и AFC Asian Cup 2023. А еще в коллекции Sila Sveta — световое оформление фестивалей Signal и Outline.

«Точка сингулярности» — это первая в России инсталляция, которая находится внутри десятиметровой полностью замкнутой сферы, покрытой изнутри гибкими LED-модулями. Общий вес конструкции — 34 тонны! Это художественная интерпретация идеи о происхождении Вселенной, созданная при участии ученых. Зритель оказывается в геометрическом и смысловом центре, чтобы визуально пережить Большой взрыв и попытаться ответить на вопросы: что было до момента, когда появилось время, и как может существовать ничто?

 

 

Being Somewhere, Sometime

Иммерсивная инсталляция тайваньского медиахудожника Aka Chang, расположившаяся в пространстве «Цех». Автор ушел от зеленого цвета, который часто используют медиаартисты и который неизменно ассоциируется с инопланетным. Вместо этого он выбрал оранжевый, который дарит внутреннее ощущение покоя. В этой работе зацикленная траектория исчезающего и вновь появляющегося света символизирует ускользающие секунды. Художник предлагает зрителям ощутить взаимодействие пространства и времени. 

 

 

Beacon of Light

Работа французского коллектива 1024 Architecture, расположившаяся в Александровском саду, но заметная издалека. Ярко-зеленые лазеры устремлялись в небо и задерживались где-то высоко за облаками. Из-за цвета и связи с небесным здесь как раз могла бы возникнуть ассоциация с инопланетным, но вместо нее появляется другая — в определенные моменты лучи напоминали северное сияние.

 

 

Layers

Внешне простая инсталляция в виде светящегося многогранника, на котором сменяются гипнотические абстрактные образы. Завлекает пульсацией, игрой света и звуковыми ритмами.

Лепестки, из которых состоит работа, отсылают к образу циферблата. Художники в этой инсталляции вдохновлялись размышлениями об устройстве времени и о том, как по-разному мы можем его ощущать.

 

 

IRIS, A Vision Of The World

Водная проекция на Мещерском озере от французского художника и архитектора Jérémie Bellot, который исследует роль света в пространстве. Во-первых, это красиво. 

 

 

«Светомузыка — это просто» 

В дни фестиваля организаторы презентовали новый проект — IF Archive-2025, подготовленный центром современной культуры «Смена», фондом «Галеев-Прометей» совместно с центром «Зорин-Арт» и компанией Dreamlaser.
Первым шагом программы стал проект в «Гербовом зале» Нижегородской ярмарки, посвященный двум знаковым светомузыкальным приборам, созданным в 60-е годы пионерами медиаарта в СССР Сергеем Зориным и студенческим конструкторским бюро «Прометей» во главе с Булатом Галеевым. 

По задумке светохудожника Зорина, свет не был призван просто визуализировать движение музыки или автоматически изменяться по заданным алгоритмам, но должен был создавать цельное произведение.

Во время фестиваля на аналоговых приборах вживую исполнили световые партии музыкальных композиций. В зале звучала музыка Эдуарда Артемьева из фильма «Солярис» Андрея Тарковского и Фарида Яруллина из балета «Шурале». 

 

 

Музыка 

Музыкальный блок фестиваля открыл концерт в локомотивном депо завода «Красное Сормово» — предприятия с вековой историей. Атмосферу суровой индустриальной локации дополняли эмбиент-музыкант Øneheart, которого в прошлом году номинировали на «Грэмми», и экспериментальный дуэт композитора и медиахудожницы Piper Spray & Lena Tsibizova, выпускающийся на иностранных лейблах.

На вечеринке Intervals Night Music, которая гремела с десяти вечера субботы и до шести утра воскресенья, гостей ждали DJ K (Бразилия), Антоха МС, Bad Zu, Finetune, Anton Maskeliade, Errortica, Nocow и Roma Ptashenko.

 

 

Перформансы

Перформативная программа, которая в этом году стала еще насыщеннее, проходила на площадке МТС Live Hall в течение двух дней. Участниками стали медиаартисты из России, Великобритании и Японии. Оркестр баянов и аккордеонов исполнил тревожное произведение «Грохот эпох» под визуал от Radugadesign. Дуэт Amiangelika & 1100 в Blck Sun исследовал границы между хаосом и порядком, тьмой и светом. AV-лайв Андре Свибовича строился на простых звуковых и визуальных структурах, а перформанс «Эхо тайко» представлял собой уникальное сочетание традиционной японской музыки, барабанов тайко, электронной музыки и визуальных технологий. 

 

Фотографии: Intervals