«Антология русского хоррора: Красный состав» — сборник короткометражных мультфильмов, объединенных тем, что в их основе лежат произведения писателей из России: от классиков (Пушкин, Жуковский) до современных (Дмитрий Тихонов). Проект создан киностудиями Lakeside Animation Studio и Studio Metrafilms Moldova при участии «НМГ Студии» и онлайн-кинотеатра more.tv.

Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, насколько удачной получилась попытка сделать бюджетную версию «Любовь. Смерть. Роботы» в жанре хоррора.

Автор: Иван Афанасьев

Редактор: Иван Бочаров

«Антология русского хоррора: Красный состав» / Red Iron Road

Режиссеры

Алексей Климов, Любомир Арсов, Джим Брайсон и др.

В ролях

Лоуренс Бэйн, Алисия Ричардсон, Карло Рота, Кевин Ханчард

Дата выхода

16 февраля 2023 года

Где смотреть

more.tv


Успех «Любовь. Смерть. Роботы», благодаря которому даже ненавистники Netflix хоть раз да помянут его добрым словом, не дает покоя примерно всем. А что, можно было просто взять, сделать с полтора десятка мультиков про жизнь человеческую, нарисованных в разной стилистике и не связанных друг с другом, объединить их и получить сериал, который будут смотреть уже 4-й сезон подряд? Достоинство «Л.С.Р.» на самом деле было еще и в том, что мульты были очень разными и дарили массу эмоций самого разного толка: от шока и ужаса до чувства, скажем так, душевного удовлетворения. Создатели «Антологии русского хоррора: Красный состав» по-настоящему просчитались, пожалуй, с названием — уж больно оно длинное. В остальном же это в меру удачная попытка повторить успех американских коллег, только усилиями авторов из Молдовы, Канады, Германии и Японии (не России!).

Сюжеты действительно крайне разнообразны и, как нетрудно догадаться, замешаны на произведениях из русской и российской классики, но порой уходят далеко в своем направлении. В серии по мотивам стихов Жуковского «Лесной царь», например, действие перенесено из старины в антиутопическое будущее: отец пытается спасти сына, которого буквально затянуло с головой в виртуальную игру, где обитает, собственно, сам Лесной Царь. Но для этого ему необходимо попасть в зону, доступа к которой у него в мире, поделенном на сословия по уровню достатка, нет. Получается такой киберпанк про общество безмерного потребления, скрещенный с технохоррором вроде видеоигры Observer. И, честно говоря, конкретно эта серия — самая слабая со всех сторон, в ней сконцентрировано все то, за что «Красный состав» можно временами ругать: склонность к определенному морализаторству, прямолинейности и нарочитости.

В принципе, за это же ругали второй и последующие сезоны «Л.С.Р.». Так вот, лучшие моменты «Красного состава» — это как раз то, за что первый сезон и лучшие эпизоды последующих хвалили. Тут стоит сразу отметить, что, как и положено, все нарисовано в самых разных стилях и нарисовано довольно прилично. Выбивается разве что эпизод «No.8 Reporting» по рассказу одного известного автора — о жителях богатого города, которых вывозят за его пределы, чтобы показать, во что превратились люди, живущие «за барьером». Здесь авторы решили сделать классический трехмерный мультфильм, при этом затянув его в сел-шейдинг — технологию, при которой модели рендерятся с имитацией рисовки вручную, создавая эффект ожившего комикса. Должно было получиться что-то вроде «Что, если…?» и «Звездные войны: Сопротивление», но вышло, скорее, больше похоже на печально известный «Дети против волшебников». Вряд ли топорная анимация и неестественная мимика были частью концепта страшной истории, хотя это было бы иронично: что у «забугорных» россиян качество жизни не очень, что у самого мультика.

Остальные же серии нарисованы в основном гораздо лучше, а некоторые так и вовсе очень хороши. Например, эпизод «Крысолов» по рассказу Александра Грина про девушку, чей отец пытается изловить чрезвычайно умных крыс в охваченном революцией Петербурге, прямо напрашивается на полный метр — это было бы очень красивое зрелище. Правда, тут же натыкаешься на еще один подводный камешек — некоторые серии пытаются «взять» чрезмерной кровавостью. Алая субстанция порой буквально заливает экран, и когда этого становится так много, перестаешь воспринимать происходящее как хоррор. Получается просто мрачная, жестокая анимация с рейтингом «18+» на любителя, что вовсе не плохо. Но в том же «Л.С.Р.» такой чрезмерности особо не припоминается, серии были более универсальными. Пожалуй, наиболее удачный эпизод в «Красном составе» — экранизация «Семьи вурдалака» Алексея Толстого, одного из самых страшных рассказов в нашей литературе. Это короткая, эффектная и довольно жуткая зарисовка про путника, попавшего в дом, где, как нетрудно догадаться, патриарх семейства стал волколаком.

На уровне с ним и экранизация «Гробовщика» по Пушкину: готическая история про человека, всю жизнь работавшего с мертвыми телами, который так привык видеть смерть, что постепенно сам стал ею. Это, пожалуй, и самый «русский» эпизод, но не от того, что его создателя зовут русским именем Сергей (Кибус работает в Эстонии), а потому, что, во-первых, сделан в стилистике советской анимации с применением техники коллажа и смотрится как нечто подернутое временем. В хорошем смысле слова — ведь речь идет о персонаже XIX века. Во-вторых, это самое близкое к оригинальному тексту произведение, в котором даже сохранен пушкинский текст, остающийся в качестве закадрового голоса. Короче говоря, самый цельный эпизод. И это то, чего не хватает многим другим. Например, серия «Lord» о рейдерах в мире постапокалиптики мало того, что напоминает странную помесь Mad Max с русским народным фольклором (былинные богатыри на багги — это, конечно, здорово, но объяснения таким стилистическим выкрутасам нет), так еще и распадается на эпизоды, будучи, пожалуй, наименее удачным.

Короче говоря, у «Антологии русского хоррора» хватает недостатков и мест, к которым можно придраться. Тем не менее это очень симпатичный анимационный альманах, который не займет у вас много времени: 6 серий по 15–20 минут легко смотрятся за один присест. Но и удовольствие вы от него, будучи фанатом жанра ужасов, почти наверняка получите — как-никак, а «ужасных» сюжетов на постсоветском пространстве хватает. Весь мир кино говорит на языке хоррора — пора и нам бы его осваивать.

Фотографии: Lakeside Animation Studio, Studio Metrafilms Moldova