И снова «Содержанки»: Смешной Никита Ефремов, уроки английского и неузнаваемая Нелли Уварова
Режиссер Ламара Согомонян — о четвертом сезоне сериала
16 февраля на онлайн-сервисе START вышел четвертый сезон популярнейшего российского сериала «Содержанки». Помимо старых персонажей, в нем появятся и новые в исполнении ряда новых актеров — Никиты Ефремова, Ивана Мулина, Нелли Уваровой и даже звезды турецкого кино Дженгиза Джошкуна.
Кинокритик Иван Афанасьев поговорил с постановщицей нового сезона Ламарой Согомонян, которая ранее сняла для START короткометражку «Собирайся, поедем на праздник» со звездой «Содержанок» Дарьей Мороз, о том, как переключиться с «малого» проекта на такой масштабный, и о том, почему каждый из нас временами Аркаша.
Автор: Иван Афанасьев
Редактор: Иван Бочаров
«Содержанки 4»
Режиссер
Ламара Согомонян
В ролях
Дарья Мороз, Владимир Мишуков, Марина Зудина, Игорь Миркурбанов
Дата выхода
16 февраля 2023 года
— Давай сразу проясним. Номинально это продолжение, четвертый сезон. Но в проекте появилось большое количество новых персонажей, на которых построены большие сюжетные линии. Что же это такое?
— Все верно, в этом сезоне больше 60 % новых линий, которые очень органично вплелись в уже существующие реалии. Нам не хотелось «ломать» персонажей, с которыми зритель жил три сезона, но требовалось создать конфликт между привычным и новым. Поэтому было важно перенести наших героев в другое пространство. Вместе с ним в мир этих людей, с их связями, статусом, вихрем врывается новая правда. И лично мне было очень интересно наблюдать, как персонажи — классные, живые, неоднозначные — впишутся в предлагаемые обстоятельства, и мы с удовольствием сталкивали их лбами с новыми героями.
— Вечный вопрос: по-твоему, «Содержанки» — это феминистский сериал или нет?
— Бытует мнение, что да, это феминистский сериал. Но в третьем сезоне продюсеры и режиссер, Юрий Павлович (Мороз, режиссер третьего сезона «Содержанок», — Прим. ред.), подчеркнули мужественность мира бизнеса и то, как женщины существуют внутри этого пространства. Когда я работала на пилоте вместе с Константином (Богомоловым, режиссером первого сезона «Содержанок», — Прим. ред.), у меня не было ощущения, что этот мир феминистический. Это было настолько приближено к реальности, что складывалось ощущение: да, все на равных, все пытаются чего-то добиться, не важно, мужской это или женский пол. Они идут по головам, они готовы убирать и убивать людей ради своих целей и так далее. В новом сезоне я тоже не чувствую этого, если честно. Мне кажется, появилось больше открытости, толерантности.
— То есть, в нем все на равных.
— Как бы мы ни делали вид, что рулят мужчины, в этом мире я не вижу разницы между мужчиной и женщиной, вот правда. Не вижу. Не понимаю, где эта граница. Мы, слава Богу, не бросали само понятие «содержанки» — женщины с помощью этого оружия, испокон веков, вытаскивали все, что им нужно, из людей, любого пола. Ничего постыдного, на самом деле, в этом не вижу. К слову, с первого сезона и по нынешний в этом мире всегда были также и «содержаны». Мы начинали с Кира и заканчиваем Костей, Алексом и прочими новыми персонажами-мужчинами.
— «Содержанок» сперва снимал мужчина, Константин Богомолов, потом женщина, Дарья Жук, снявшая, например, «Хрусталь» (очень такое феминистское кино), потом режиссер — патриарх нашего кино Юрий Мороз, и вот снова женщина — ты. Есть вообще деление на мужскую и женскую режиссуру?
— Мне бы хотелось верить, что нет. Но я отчасти соглашусь, что первый сезон был своеобразным. У Константина они все существовали немножечко за прозрачной стеной. В них была некая театральная отстраненность, холодность и так далее. Даша подошла к ним ближе, со всеми их недостатками, порочностями и прочим, разглядела их под микроскопом. А Юрий Павлович выбрал мужскую линию в третьем сезоне, и, я так понимаю, задача изначально была такая. Мне хотелось бы верить, что этот сезон получился чуть свежее, новее и прямее где-то. Поэтому мне бы не хотелось разделять все на женское и мужское. Мы же чувствуем, какая разница? Не так давно само понятие «режиссерка» стало актуальным, а изначально эта профессия всегда подразумевала определенное окончание, неважно, кто сидел в режиссерском кресле. Многие экшен-фильмы снимают женщины-режиссеры, и зритель об этом даже не знает. Возможно, есть какое-то отличие в том, как мужчины и женщины видят секс, именно в кинематографическом направлении: он разный во всех сериях. Я специально на протяжении всего сезона старалась снимать их глазами разных персонажей.
— Я правильно понимаю, что большую роль играет смена локации? Главные герои находятся в Питере, Ощутимо другая атмосфера. До этого все было такое весеннее, зимнее, летнее, а тут — классическая русская осень.
— Безусловно, место действия влияет на визуальный ряд, мы максимально аккуратно проводим привыкших уже к определенному стилю «Содержанок» в новый мир. В Санкт-Петербурге другие люди, они по-другому мыслят, по-другому чувствуют, живут, дышат, и эти «белые ночи»… Да, мы были максимально пропитаны духом Петербурга. Был выбор между более теплой историей, в южном направлении, и Питером. Я всегда была за Санкт-Петербург, еще когда начинался второй сезон. Я тогда работала в съемочной группе, и мы с Ириной Сосновой (шоураннер и продюсер «Содержанок», — Прим. ред.) говорили об этом.
— Как именно ты попала на проект в качестве режиссера?
— Когда-то меня пригласили работать на пилот первого сезона, чтобы Константину было чуть-чуть комфортнее в киноиндустрии — это был первый его опыт, а я на тот момент была довольно опытным вторым режиссером. Потом я работала и на втором сезоне, а вот к третьему не имела никакого отношения. К тому моменту я уже начала снимать самостоятельно — короткометражки, экспериментальные ролики, небольшие рекламы и музыкальные видео. Как я понимаю, Ира Сосновая наблюдала за мной на протяжении всей моей карьеры и сперва предложила снять для START короткометражку «Собирайся, поедем на праздник». Видно, что-то привело продюсеров к мысли, что этот сезон может быть мне интересен. Но почему конкретно я? Не знаю, лучше спросить у Ирины.
— Окей, тебя позвали, вы ударили по рукам: все, снимаем. Что ты предложила, привнесла в этот проект со своей стороны? О чем ты можешь сказать: «да, это была моя идея»?
— Я озвучила идею с Питером, например. В целом, все режиссеры — пишущие режиссеры — вмешиваются в структуру сценария. Если даже история идеальная, ты все равно немного «подминаешь» ее под себя, чтобы сценарий отзывался внутри тебя и был созвучен твоему зрителю. Когда я прочитала посерийный план, то сразу задала вопрос, можем ли мы что-то менять, перепридумывать. И мне дали такую возможность; мы все обсуждали с Ирой и Дашей (Дарья Мороз, исполнительница роли Елены Широковой и шоураннер сериала, — Прим. ред.). Эта работа была командной изначально. Поэтому конкретно говорить, что вот это мое, а это нет — сложно, в какой-то момент все слишком перемешалось. Когда у тебя большая талантливая группа, не нужно пытаться вспомнить, чья была эта мысль. Главное, что она была озвучена в определенный момент, ты ее услышал среди всего этого потока, вытащил и на ней построил что-то интересное. Я не буду биться головой об стенку, мол, это я, это я придумала! Главное, чтобы зрителю зашло.
— Ты человек в индустрии опытный, и тем не менее вот так взять и переключиться с короткометражек на столь большой проект, наверное, непросто?
— Короткий формат сложен тем, что тебе нужно за несколько минут донести определенную мысль и подключить зрителя. Это очень сложно на самом деле. В большой истории проще. Я довольно отчаянный и бесстрашный человек, мне нравится делать вещи, которых не знаю. Но не стану отрицать, это тяжело. У тебя должен быть определенный график, чтобы ты не выгорел, не сошел с ума: вот 15 звездных, очень талантливых артистов, каждый из них требует внимания, и еще 80 человек съемочной группы, которые каждым вопросом разрывают тебя в клочья. Надо существовать в режиме самосохранения и уметь отстраняться. Поэтому о режиссерах часто говорят — ну, это творческий человек, дайте ему подумать, вот он сидит на стульчике, не трожьте его, пожалуйста, не подходите к нему.
— Такой, короче, человек в пузыре.
— Да. А так как я была членом съемочной группы и большинство киношников понимают это, они очень часто шли напрямую ко мне. Иногда случается такое засорение информацией, что ты хватаешься — где мой пузырь? Верните меня в мой пузырик! Я хочу так же, как и все остальные режиссеры! Отстаньте от меня! Такие моменты бывали, это было тяжело. Эмоционально, не физически. Вот знаешь, смешно звучит, но бывает так, что ты расставил всем задачи, оператор выставляет технику, у тебя есть буквально три минуты, и ты отходишь, скажем так, по личным нуждам, буквально на минуту. А за тобой гуськом идут люди, задают тебе вопросы, и ты уже у самой двери говоришь им: «Дайте мне сходить в туалет!»
— Все-таки у всех этих «содержанов» и «содержанок» существует сложившийся коллектив, и у них каждый раз меняется режиссер. Как тебя вообще приняли, тем более, как человека, который знал все это изнутри?
— Я 13–14 лет работала в кино вторым режиссером, режиссером — уже четвертый год, и есть удивительная такая штука: вот работаешь с людьми на проекте на протяжении полутора лет, видишь их практически каждый день, они стали частью твоей семьи. Проходит год, ты встречаешься с ними на премьере — а они тебя не узнают. Вот и тут так же: процент людей, которые помнили, что я работала и на первом и на втором сезоне, был катастрофически мал. Но это сработало в плюс: понятно, творческая группа понимает, кто ты, а с артистами… Ну это просто «люди с облачка», понимаешь? Они воспринимают тебя как нового человека и твой старый бэкграунд понимают уже только внутри процесса. И это в плюс, потому что мне очень хотелось, чтобы большинство персонажей зажили по-новому. Перезапустились. Этот проект не просто так назывался в определенный период «Перезагрузкой».
— И как, по-твоему, успешно?
— Да. У Дарюса, например, героя Игоря Миркурбанова, был свой случай. Этот персонаж изначально не был визуально видоизменен. Потому что Дарюс — персонаж, который всегда ходит весь в темном, и пусть это будет так. В определенный момент он приходит и говорит: так, а чего это все перезапустились, все по-другому выглядят, по-другому существуют, я хочу усы! И он пришел уже с усами — они их с художницей по гриму, Мариной Красновидовой, произвели, решили — зайдет! И вот смотришь на него и думаешь: господи, он как будто всегда с ними существовал.
— Технический вопрос: как вы гримировали Никиту Ефремова, сыгравшего роль чиновника Аркадия? Зачем понадобилось превращать его в такое чучело?
— Превращать его в Аркашу!
Гримировали Никиту с помощью пластического грима, определенных накладок на тело. Это занимало от двух до четырех часов. Почему Никита и зачем нужно было его так уродовать, скажем так? Когда появился персонаж Аркадий, он же Аркаша, я почему-то была уверена, что он должен быть полным и слегка нелепым. Вот никак иначе. Нужно было создать такое, знаете, впечатление расхлябанного идиотика. Глядя на Никиту Ефремова таким, какой он есть, я понимала, что эта расхлябанность не органична ему. Худой и красивый Никита Ефремов — это не Аркадий, если говорить откровенно. Изначально мы искали полного артиста с определенным психотипом. Но откровенность в персонаже Аркадия их отпугивала. И кастинг-директору Татьяне Хречковой пришла мысль: а давайте попробуем того, кто довольно-таки открыт, видоизменить. И Никита в итоге очень интересно, идеально этого персонажа выполнил. Я считаю, что Аркадий достоин своего собственного спин-оффа, если честно.
— На мой взгляд, это идеальное попадание в образ.
— Никита — молодец. Он боролся за каждую вкусняшку в Аркаше. Он пришел с перстнем и говорит: мне кажется, что Аркаша должен ходить на определенные встречи с перстнем. Вот дома он его не носит, и в обычной жизни, а тут должен! Вот эта маленькая деталь ему необходима! И вообще, его нелепость в стиле, в поведении, в отношении… Это человек, который вносит легкий свежий воздух. Потому что, на мой взгляд, воздух в этой компании настолько затхлый, что его нужно было освежить. И пусть это будет такой пока для зрителя непонятный, нелепый, рыхлый Аркадий, который засыпает везде, потеет, пыхтит и так далее. Делает, что хочет. Такие люди тоже есть в нашем мире.
— То есть он иногда влезал в эту роль со своими идеями?
— Нет, совсем нет. Он никогда не перетягивал одеяло на себя в ущерб процессу, с ним в этом плане совершенно приятно работать. Он с ходу и искренне полюбил этого Аркашу. На съемочной площадке Никита на самом деле упал в одной из сцен, и это было так органично, что, естественно, мы не могли себе отказать в том, чтобы сделать еще какое-то количество дублей. На крупных планах, потому что ему было невероятно жарко во всех этих костюмах, он снимал штаны и накладки эти. То есть оставался только в верхней части. В сцене, где он клеит Олю, на крупном плане он стоит без штанов. И я задаю вопрос Саше (Александра Ребенок, исполнительница роли Ольги Крутовой, — Прим. ред.): «Александра, как вам работать с этим артистом?» Она отвечает: «Своебразно!» Вот он такой.
— Мы не строим интервью вокруг героя Никиты Ефремова, но вот что действительно интересно: Не закладывали ли вы в этого персонажа, возможно, что-то от отца Никиты или его деда? Потому что временами кажется, что перед нами Михаил Олегович или Олег Николаевич на минималках.
— Откровенно скажу: нет, не закладывали, но я понимаю, о чем ты говоришь. Местами он очень похож на них, в нем есть что-то специфическое, «ефремовское». В какой-то момент этого волшебства, когда звучит «Камера, мотор!» — Аркаша в определенных состояниях выдает то, что выдает, и ты думаешь: да! Местами очень похож. Но я не думаю, что он осознанно играл в определенных сценах папу или дедушку. Никита очень тонкий актер и, вероятно, не стал бы никому подражать — а просто играл бы то, что чувствует. И я сама ни в коем случае не просила и не хотела получить этого. Аркаша совсем другой человек.
— Вопрос про Дженгиза Джошкуна (турецкий актер, звезда популярнейшего в стране сериала «Воскресший Эртугрул», — прим. ред.). Как в этот проект включили его?
— Ранее я некоторое время работала с турецкими артистами, турецкими режиссерами, и в целом понимала, что за специфика игры у них и так далее. Еще на этапе разработки персонажа Хамида мы поняли, что в его роли должен быть актер «оттуда». Дженгиз с большим удовольствием играл на английском языке: для него это был первый подобный опыт, у него хороший уровень, и коммуницировали мы на нем тоже. На первой же зум-встрече с Дженгизом, когда он прочитал экспликацию своего персонажа, он начал задавать определенные вопросы. В частности, сначала заговорил о том, как красиво поет Карина, гору комплиментов сделал именно этому персонажу. В момент написания сценария нам пришла идея, что этих двух персонажей можно соединить, столкнуть. Мне очень повезло, что наши шоураннеры подвижные и они тоже приняли эту идею на ура, и мы сделали Дженгизу маленький сюрприз-подарок, что он в большинстве своем работает с Кариной, именно с тем персонажем, которого особенно любит.
— Каково ему было работать на площадке в России? Это ведь тоже был его первый опыт, кажется.
— Первые два съемочных дня, когда приходилось играть большие сцены на английском, он очень мило злился, когда у него что-то не выходило — не с точки зрения актерской игры, а с точки зрения произношения. Если у него не получалось, он просто рычал в определенные моменты, когда забывал слово или произносил его неправильно. Мы сразу договорились, на берегу: ребята, ничего страшного, не вышло — начинаем сцену сначала, не тормозим, повторяем. Это сцены, снятые на несколько камер, и ты можешь совершенно спокойно смонтировать кадр, то есть не нужно так тяжело переваривать четырехминутные сцены. Его все равно слегка выбивало из колеи, однако все вокруг поддерживали: и Володя Мишуков, и Сабина Ахмедова, и Иван Евтович, его партнер из Сербии, играющий ассистента — у него тоже будет хорошее развитие в сериале. Герой получил удовольствие, всегда на съемочной площадке был с улыбкой.
— Что еще тебе запомнилось?
— Очень интересным было преображение Нелли Уваровой, которая дебютировала в четвертом сезоне. Преображение в ее героиню, Илону, сравнимо с преображением Никиты Ефремова в Аркашу. Когда она снимала грим, ее просто не узнавали на съемочной площадке. Это было тоже очень мило наблюдать: она подходила к партнерам по площадке, а они… Был момент, когда ко мне подошел Горбатов (Александр Горбатов, исполнитель роли Ильи Лагутина, — Прим. ред.). Мы уже отрепетировали с ним и Нелли сцену, она была в гриме, и вот он говорит: «Я не понял, что это она. Я знал, что у нас снимается Нелли Уварова, смотрел на нее на протяжении всей репетиции, около пятнадцати минут, и только потом, в определенный момент, когда она сняла парик и преобразилась, осознал, что это та самая Нелли Уварова». Я надеюсь, что ее персонаж будет интересен зрителю, потому что она очень красочно исполнила свою роль.
Фотографии: START