2 марта на «Кинопоиске» выходит восьмисерийный сериал «Король и Шут». Событие для нашей кино- (и музыкальной) индустрии беспрецедентное — как по замыслу, так и по масштабу рекламной кампании.

Автор: Илья Зинин

Редактор: Иван Бочаров

По просьбе «Большого Города» промоутер и журналист Илья Зинин, заставший первые московские концерты «Короля и Шута» в середине 90-х, поделился впечатлениями от премьеры.

«Король и Шут»

Режиссер

Рустам Мосафир

В ролях

Константин Плотников, Влад Коноплёв

Где смотреть

Кинопоиск

Дата выхода

2 марта 2023

Выбор «Короля и Шута» в качестве героев восьмисерийного сериала, на первый взгляд, кажется неочевидным — все, что связано с панк-роком в его любых проявлениях, в России до сих пор считается маргинальным. На деле «Король и Шут» — группа, которую в полном смысле можно назвать «народной». Они были в числе хедлайнеров русского рока в течение нулевых и десятых, а несколько лет назад завирусились в тиктоке и попали в топ-чарты стримингов. Десятки миллионов прослушиваний от новой аудитории — лучшее подтверждение тому, что «Король и Шут» стали героями и для поколения зумеров, которые группу не застали.

Им, судя по всему, в первую очередь и адресован сериал, разделенный на две сюжетные линии.

В первой в достаточно вольной трактовке воспроизведены истории из жизни группы, во второй фронтмены Михаил Горшенёв (Горшок) и Андрей Князев (Князь) действуют во вселенной собственных песен и спасают красавицу от злого колдуна. Тексты незамысловатых сказок интерпретируются буквально: если в «Будь как дома, путник» было спето, что лесник «возвратился с ружьем наперевес, друзья хотят покушать, пойдем, приятель, в лес», то и на экране зловещий лесник выводит из избушки Горшка к стае волков ровно с этими словами и, разумеется, с ружьем в руках.

История «Короля и Шута», начавшаяся в безумном питерском клубе-полусквоте «Там-Там», изобилует сюжетами, через которые можно было бы передать и дух времени, и рассказать о становлении новой волны питерского рока 90-х. Но задачи добиться аутентичности создатели фильма, похоже, не ставили.

Например, в одной из сцен фигурируют питерские наци-скинхеды (которых на самом деле правильно называть бонхедами, скинхед-субкультура по большей части антирасистская). Модные бритые молодчики в кадре не имеют даже близкого сходства с питерскими «бонами» из 90-х. Те ходили в дешевых бомберах с оптового рынка, джинсах с подтяжками и уродливых армейских ботинках российского производства.

В другом сюжете байкеры сливаются в экстазе с бандитами под песню «Короля и Шута» на первом московском концерте группы в клубе Sexton. И снова несоответствие: тогдашние байкеры в своих потертых косухах и кожаных штанах мало чем походили на татуированных бодибилдеров из сериала. А уж представить себе сцену, в которой благодаря волшебной силе искусства в зале остановилась бы драка, в 90-е и вовсе невозможно. Клуб «Ионотека», в котором проходили съемки, тоже совсем не похож на мрачный Sexton.

Главные герои сериала — очевидно, Горшок и Князь. Горшенёв представлен в образе одержимого демонами панк-отморозка. Его роль блистательно сыграл Константин Плотников, в точности передав и мимику, и разговорные интонации Михаила.

Князь, который в общении производил впечатление простецкого рубахи-парня, балагура и пьяницы, в фильме предстает интровертным, интеллигентным и рефлексирующим юношей, художником. Видимо, так захотел увидеть себя на экране сам Андрей Князев, выступивший в качестве креативного продюсера сериала.

В «Короле и Шуте» достоверно показано, что Горшок отвечал за панк-рок, а Князь — за тексты и сказочную вселенную. Но музыкальный бэкграунд группы никак не раскрывается. Михаил Горшенёв, например, знал весь зарубежный панк-рок от «А» до «Я», в 90-е мог обсуждать его часами, и в разговорах сыпал названиями совсем мало кому известных здесь групп вроде немцев Spermbirds или американских ска-панков Sublime. Бас-гитарист Балу в самом начале нулевых, помнится, предлагал поддержку группе «Телевизор», легенде ленинградского рок-клуба, в тот момент пребывавшей в глубоком андерграунде.

Впрочем, не всегда достоверные байки из жизни группы внутреннего протеста не вызывают. Просто перед просмотром нужно четко понимать, что вас ждет не байопик, а сериал-комикс, созданный по мотивам жизни и творчества группы. Вселенная песен-сказок «Короля и Шута» с «сурово хмурящими брови» дедами, которые «режут вилами всех, кого видят» и едящими мясо мужиками к такой экранизации вполне себе располагает.

К слову, сам Князь рисовал комиксы задолго до того, как это стало модным. Черно-белые и размноженные на ксероксе, они продавались уже на самых первых московских концертах «Короля и Шута».

Перед премьерой режиссер Рустам Мосафир в косухе и с поставленным ирокезом заявил залу что-то вроде: «Хой! Еще два года назад я толком и не знал, кто такие „Король и Шут“, а теперь знаю». И по сериалу это очень хорошо видно. Но сделать из были сказку у него получилось.

Фотографии: «Кинопоиск»