На онлайн-сервисе KION состоялась премьера второго сезона «Почки» — комедийной драмы о чиновнице Наталье Кустовой, которой требуется срочная пересадка почки. Во втором сезоне ее злоключения с органами продолжатся, но теперь уже с новой историей и персонажами.

Автор: Иван Афанасьев

Редактор: Иван Бочаров

Кинокритик Иван Афанасьев поговорил с Марией Шульгиной и Елизаветой Тихоновой, создательницами сериала: вдвоем они написали сценарий, Мария сняла его как режиссер, а Елизавета сыграла небольшую роль. Они рассказали, о чем на самом деле был первый сезон и о чем второй, а также что их сподвигло взяться за продолжение довольно законченной истории.

«Почка 2»

Режиссер

Мария Шульгина

В ролях

Любовь Аксенова, Григорий Чабан, Дмитрий Лысенков, Алексей Розин

Дата выхода

8 марта 2023 года

— Оставляли ли вы для себя какие-то, грубо говоря, пути отступления, чтобы в итоге первый сезон мог продолжиться во втором? Мне кажется, это была абсолютно законченная, не требующая продолжения история.

Мария Шульгина (М.Ш.):

Мы писали его как законченный. Может, это какой-то наш личный сценарный лайфхак: история имеет трехактную структуру, чтобы в конце зритель испытал катарсис. И делать так, будто ты что-то недосказал, это, наверное, не очень правильно. Мы бросили на это все наши идеи, силы, выложились на полную. То есть с нашей стороны было некоторое сопротивление продолжению этого сюжета, хотя бы в голове. Но когда мы поняли, что это неизбежно, то решили: единственное, что нас может заставить написать второй сезон, — это придумать новую историю. Думали-думали мы эту новую историю, и каким-то чудесным образом она стала, как вы говорите, логичным продолжением первой. И она тоже так написана, чтобы было чувство, что мы пришли к некому финалу.

Елизавета Тихонова (Е.Т.):

Да, для нас это была совершенно точно законченная история, с финалом. И поэтому вторая «Почка» далась нам очень и очень нелегко. Хотя думаю, что небольшое сценарное заигрывание в конце первого сезона все-таки было. Загрызет ли Наташу совесть, ведь она обещала найти сыну своего донора почку? Однако мы достаточно быстро и однозначно даем понять, что совести у Наташи Кустовой нет и не будет.

— Была ли возможность отказаться, если вам изначально не хотелось продолжать историю?

М.Ш.: Теоретически, наверное, была: не могут же продюсеры заставить нас писать. Но сработало чувство собственничества: это наша героиня, которую мы полюбили, она нам очень нравится, и мы даже не допускали мысли, что кто-то будет распоряжаться ее судьбой. Технически, конечно, можно было отказаться, мы свободные граждане, но морально — нет, мы не рассматривали этот вариант.

— Я читал, что Любовь Аксенову вам посоветовала взять Авдотья Смирнова. Как вы считаете, справилась ли она со своей ролью в первом сезоне? И нравится ли вам, что получилось во втором?

М.Ш.: Да, с Любой я не была знакома. Нас познакомила Дуня. Она сказала, что только Люба сможет исполнить эту роль. Я Дуне в этом смысле доверяю — и тут поверила. Никого другого я не видела — если честно, даже не думала, кто будет исполнять эту роль. Обычно все решается в результате проб. И вот пришла Люба и осталась в проекте навсегда, будто слилась с этим образом. Мне кажется, она справилась великолепно.

Е.Т.: Люба — первоклассная актриса и красавица, и, мне кажется, роль Наташи ей идет, как никакая другая в ее карьере. Она в ней максимально органична, в ней есть красота какого-то животного свойства, сочетание чего-то одновременно дикого и человеческого. Мне кажется, что это одна из самых богатых ее ролей.

— Зачем понадобилось менять визуальный образ героини?

М.Ш.: Люба сама поменяла свой образ в реальной жизни, а мы в тот момент выходили с ней на связь, когда она была со своей новой прической, блондинка. И мне так понравился ее новый образ, что я подумала: будет круто, если она будет вот такой в следующем сезоне.

— По первой серии есть ощущение, что героиня какой была, такой и осталась, просто теперь как будто прикрывает свой эгоизм «добром». Что в ней кардинально изменилось, на ваш взгляд? И изменилось ли вообще что-то?

М.Ш.: Конечно, она изменилась. Что-то пережила, что-то, может, не совсем поняла, но некий опыт ее точно изменил. Мне кажется, это становится понятно чуть дальше, не по первой серии. Но, да, мы создавали ее как героиню изменившуюся, но не растерявшую свой фирменный шарм. Все животное в ней, слава богу, никуда не исчезло и, надеюсь, никогда не исчезнет. Лиза, что ты скажешь?

Е.Т.: Мне кажется, получился определенный ребус: в начале истории все выглядит так, будто Наташа не поменялась, но это не верно, ведь в ее теле как минимум появился какой-то инородный орган, новый. И в связи с этим в голове героини что-то начинает происходить. Да, происходят изменения, не всегда очевидные, я надеюсь, что и неуловимые. Мы старались, чтобы не было швов в истории, чтобы не было очевидных перемен.

— А как вы считаете, сможет ли человек, не смотревший первый сезон, «въехать» во второй без него?

М.Ш.: Чтобы понять до конца суть нашей героини, важно знать, что с ней происходило в первом сезоне. Потому что перемены, события, ее действия — все это и сюжетно, и психологически связано с тем, что с ней было раньше. Поэтому, да, мы, конечно, делали так, чтобы сезон в любом случае был смотрибелен и интересен вне первого. Но тем не менее ниточки связи с первым сезоном все-таки протянуты очень плотно.

— Чем обосновано сексуальное влечение героини к Мише, которое она испытывает? Это какой-то ее собственный прикол, драматургическая необходимость, чтобы «вернуть» ее в Москву из-за границы и начать сюжет, или свойство психики человека?

Е.Т.: А вы как считали это?

— По первой серии складывается легкое ощущение, что это немного притянуто за уши. Но я предполагаю, что в дальнейшем происходящее будет как-то обосновано.

М.Ш.: У Наташи влечение к человеку, чья мама является ее донором. Мама, которая этого человека, своего сына, очень любила и отдала свой орган только ради него. Как в «Снежной королеве», когда осколочек холода попал в героя и распространился на все его тело — так и в Наташе он вызывает нечто похожее на то, что испытывала мама Миши. Ее, Наташу то есть, необъяснимо тянет к нему, вплоть до физического животного влечения. Безусловно, это метафора, а не медицинское явление, некое ироничное изображение влюбленности. Ее первого проявления — страсти, когда ты не понимаешь, зачем тебе нужен этот человек, ничего про него не знаешь, но тебя почему-то к нему влечет. Это стартовая точка «заразы», которая распространяется по Наташе. В конце, надеемся, нам удалось перейти к каким-то более серьезным материям, чем просто животная страсть.

Е.Т.: Это, кстати, Машина идея. Она сказала: «Слушай, давай начнем историю с фантазии, где Наташа и Миша занимаются сексом». Я подумала, что это прикольно, развить эту историю с Мишей, показать, как вспышки вот такой страсти, навязчивой и непонятной, будут мешать Наташе наслаждаться жизнью в Хорватии. Очень визуально. А потом я еще предложила Маше: «А давай, Маша, мы и мне тогда немного расширим мою актерскую роль?» Все это в совокупности замотивировало меня на написание сезона.

М.Ш.: Да, это еще и история про то, как я уговорила Лизу писать второй сезон. Она исполняет там роль, ключевую теперь уже во втором сезоне. В первом у нее был небольшой эпизод: она играла роль племянницы Чарской (начальницы Кустовой), которая поселилась в квартире Наташи. А здесь ее функция расширена в ключевых эпизодах.

— Что, на ваш взгляд, кардинально отличает второй сезон от первого?

М.Ш.: Наверное, сама идея. В первом сезоне была история большого эгоизма, здесь же история большого альтруизма. И если в первом этот эгоизм большого масштаба привел к положительным переменам в жизни людей вокруг героини, то во втором происходит ровно обратная история: исследование темной стороны благих намерений. В то время как первый был про исследование светлой стороны, но эгоизма. В этом разница и сходство.

— Елизавета, раз у вас теперь роль побольше — понравилось ли вам актерствовать?

Е.Т.: Очень серьезный вопрос. Честно говоря, в какой-то момент я даже подумала: «Надо бы бросить это все сценарное и остаться в кадре». На самом деле, эпизод эпизодом и остался, про расширенную роль — это шутка… Однако в дальнейшем я попробую себя в полноценной роли, уже не эпизодической. Жду предложений и даже прошу Машу, чтобы мы вместе что-то написали и она меня сняла. Маша, снимешь меня?

М.Ш.: Слушай, ну созвонимся, обсудим! На самом деле там и я появляюсь в небольшой роли. Так что, может быть, в будущем у нас будут сразу три героини.

— Раз заговорили про будущее: у вас есть хитовый сериал, второй сезон, судя по всему, станет не менее хитовым. Что дальше?

М.Ш.: Трудно сказать. Сейчас мы, наверное, хотели бы отдохнуть и снять полный метр. Потому что делать сериал — это тяжелая физическая работа.

Е.Т.: Задумали полный метр. Хотим поработать в этом направлении и, собственно говоря, работаем уже.

Фотографии: KION