С 15 по 17 июля в Иваново в четвертый раз проходил фестиваль сериалов «Пилот». Студии и платформы традиционно привозят на смотр свои новые проекты, многие из которых выйдут в эфир, а некоторые так и останутся на полках. Критик Иван Бочаров посмотрел все пилоты «Пилота» и рассказывает о лучших проектах, которых стоит ожидать в будущем.

Автор: Иван Бочаров

«Приход»


Где смотреть

Start

Режиссер

Резо Гигинеишвили

В ролях

Филипп Янковский, Варвара Шмыкова и Александра Ребенок

Из всех показанных проектов у «Прихода» меньше всего шансов дойти до экрана — в случае релиза конфликты с оскорбленными верующими будут гарантированы.

По сюжету в утопическом городе России (снимали в Плесе), где мэр не ворует, а жители живут душа в душу, умирает настоятель местного храма. На замену ему, вместо ожидаемого местного священника, присылают нового настоятеля (Филипп Янковский) из Москвы. Довольно быстро становится понятно, что новый настоятель — дьявол в буквальном смысле. И его появление становится испытанием веры и жизни местных, которые считали себя безгрешными и глубоко религиозными людьми.

Если другие сериалы уместно сравнивать с сериалами, тут тандем Янковского и Ребенок внутри религиозной темы все время напоминает о «Карамазовых» Константина Богомолова. И играют они потрясающе, но Ребенок в своем обворожительном коварстве почти что копирует Грушеньку из спектакля МХТ. Янковский за свою роль получил приз фестиваля за лучшую актерскую работу.

Если бы дьявольская природа главного героя была бы заявлена не так прямолинейно, и сюжет оставлял бы место для интерпретации, это был бы вообще один из лучших пилотов. Тем не менее, «Приход» это одна из редчайших попыток глубокого и сложного разговора о религии, который почти не встречается на наших экранах. По понятным причинам.

«Капельник»


Где смотреть

Premier

Автор идеи

Ида Галич

В ролях

Денис Прытков, Анастасия Резник, Никита Никитин

Строчка «автор идеи Ида Галич» при презентации проекта вроде как должна пугать и обещать бессмысленный сериал о блогерах. В данном случае это совершенно не так, пилот «Капельника» — одна из самых неожиданных и интересных премьер фестиваля, по какой-то причине практически обделенная вниманием жюри.

Главный герой — молодой врач, не понаслышке знакомый с героиновой зависимостью. Волею судеб он начинает «откапывать» богатых клиентов после вечеринок с обилием наркотиков и алкоголя, первые его клиенты — блогеры и их знакомые из тик-ток хауса. Так что да, блогерская тема в проекте от Иды Галич все же есть. Но она крайне органично вписывается в драму и не становится главным сюжетом.

Приз «Открытие пилота» получил актер Никита Никитин за роль второго плана — пациента и в дальнейшем друга врача, однорукого таксиста. Никитин — не профессиональный актер (и у него действительно нет одной руки), и он тут крайне обаятелен. Если вы знакомы с творчеством бывшего участника группы «Грибы» Киевстоунера — это очень похожий (и смешной) образ.

«Капельник» — идеальное драмеди, через минуту после шуток и хохота в зале кинотеатра тут уже сцена из героинового прошлого героя. И, в отличие от следующего проекта, «Химеры», многие сцены здесь сделаны тоньше. Если в «Химере» герой словами и с надрывом рассказывает несколько минут про ужасы своего прошлого, тут достаточно немого флэшбэка на несколько секунд.

«Химера»


Где смотреть

Ivi

Сценарий

Олег Маловичко

Режиссер

Душан Глигоров

В ролях

Александр Кузнецов, Андрей Смирнов, Игорь Миркурбанов

Проект о зарождении даркнет-площадок для продажи наркотиков от авторов одного из главных сериалов прошлого года («Хрустальный»). Сериалу не избежать сравнений — пилот начинается с кадров порта Санкт-Петербурга и транспортировки наркотиков (привет, второй сезон «Прослушки»), а заканчивается репликой «Мы сделаем Uber для наркотиков» (привет, сериал Netflix How to sell drugs online (fast)). И таких сравнений тут очень много — как будто «Химера» попробовала объединить несколько сериалов в один.

2012 год. Бандиты из 90-х сменили красные пиджаки на кашемировые пальто (впрочем, у героя Игоря Миркурбанова все же бордовое кашемировое пальто) и подошли к моменту передачи бизнеса наследникам. Следователю ФСКН уже нечего терять, и он хочет посадить всех (параллельно начиная роман с журналисткой). Молодой парень, социализированный аутист, живет в бедности и начинает продавать наркотики, и тут он придумывает продажу через закладки.

Рискованность и табуированность темы — и ее драматургическое богатство — могли бы сделать «Химеру» потрясающим сериалом. И тут много хорошего, и снято это потрясающе. Но еще больше клише, еще больше условности сценария и героев из других сериалов (Эльдар Калимулин буквально играет своего персонажа из «Эпидемии», Миркурбанов играет то, что и всегда — и так далее).

«Химеру» сложно оценивать по пилоту — проект может вырулить куда угодно. Но количество проектов сценариста Олега Маловичко (только в конкурсной программе «Пилота» у него было два) как будто бы запирает его сценарии в строгих алгоритмах драматургии. В данном случае они могут быть приправлены обилием фактов о наркобизнесе, что сделает «Химеру» такой вольной экранизацией журналистских расследований про даркнет. Это все неплохо, просто настоящих героев и реальности тут, к сожалению, пока что мало.

«Горемыки»


Где смотреть

Premier

Режиссер

Никита Тамаров

Самый безумный, нестандартный и интересный проект с фестиваля. Три главных героя — куклы, которые живут в съемной квартире в Москве. Все остальные персонажи — реальные актеры. Краткий сюжет первой серии: чтобы починить вай-фай, героям нужно вытащить из запоя Юрия Быкова (представьте себе реакцию зала киношников, когда они видят на экране Юрия Быкова в запое). Для этого они сами погружаются в запой, который работает по законам фильма «Начало». Вместо лимба они попадают в черно-белые декорации фильма «Маяк».

Люди, которые видели 4 эпизода, а не только первый, в принципе сомневаются, что «Газпром медиа» выпустит это в эфир. Это очень смешно, это очень на грани, и нам остается только надеяться на лучшее.

«Друг на час»


Где смотреть

ТНТ

Режиссер

Александр Бойков

В ролях

Сергей Шакуров, Борис Дергачев

Студия 1-2-3 Production привыкла заливать экраны насилием и кровью («Эпидемия», «Игра на выживание», «Колл-центр») и делать высококонцептуальные проекты. «Друг на час» в этом контексте — уникальный пример, очень добрый проект.

По сюжету 65-летнего педиатра увольняют и отправляют на пенсию, годом ранее он потерял жену. Не видя смысла в дальнейшем существовании с пенсией в 17 тысяч рублей, он берет коробок таблеток и идет в ресторан на свой прощальный ужин. Вместо ресторана он попадает в стрип-клуб, находит юного друга, и решает, что в последний раз можно и повеселиться. Далее, конечно же, мы будем наблюдать за дружбой двух этих героев разных поколений и возвращением любви к жизни.

Приз зрительских симпатий фестиваля. Возможно, таких добрых проектов нам всем и не хватало.

«Сны Алисы»


Режиссер

Андрей Джунковский

В ролях

Алина Гвасалия, Василина Юсковец

На «Пилоте» было несколько проектов, в которых на снежном фоне происходит нечто страшное и непонятное. «Замерзшие», которые позиционировали как русский нуар, менее интересен — «Сны Алисы» более. Во многом потому, что мистический триллер тут объединяют с подростковой драмой.

Главная героиня, Алиса, видит в своих снах будущее — и в этом будущем происходят ужасные вещи, в стиле убийств из «Настоящего детектива». Сюжет развивается между ее желанием сбежать из города и от родителей — и попыткой спасти всех. Это красиво, это страшно, и тут прекрасная актерская игра главных героинь. Премию «Пилота» за лучшую женскую роль, кстати, получила не основная актриса этого сериала.

Пилот «Снов Алисы» изначально был показан в Каннах, когда туда еще пускали российские проекты, а также в программе сериалов на Берлинале. Наконец-то сериал приходит и к нам. На Start осенью должна выйти другая подростковая драма от Натальи Мещаниновой с названием «Алиса не может ждать» — о юной девушке, которая теряет зрение. Так что мы ждем сразу двух молодых Алис — одна из них видит будущее, вторая не видит ничего, и обеим страшно надоели взрослые.

 Фотографии: «Пилот»