Видели мы и «Талантливого мистера Рипли» с Мэттом Дэймоном, и «На ярком солнце» с Аленом Делоном, и «Американского друга» с Деннисом Хоппером. Теперь адаптацию романа Патрисии Хайсмит выпустил Netflix в виде сериала. Режиссер — Стивен Зеллиан, написавший сценарий «Списка Шиндлера», а в роли убийцы — Эндрю Скотт. Рассказываем, почему пропустить этот триллер было бы таким же преступлением, как то, что вытворяет Том Рипли.

Автор: Артур Завгородний

 

«Рипли»/Ripley

РЕЖИССЕР

Стивен Зеллиан

В РОЛЯХ

Эндрю Скотт, Дакота Фаннинг, Джонни Флинн, Маурицио Ломбарди, Элиот Самнер

Нетфликсовский сериал радикально отличается от других экранизаций классического романа Патрисии Хайсмит. «Рипли» — это та же детективная история с обманом длиною в жизнь, двойным убийством и преображением, только более мрачная, циничная и остроумная, с изысканным монохромом и хичкоковским саспенсом.

 

 

Начало 60-х. Нью-йоркский богач отправляет мелкого жулика Тома Рипли за сыном, который в Италии прожигает семейный капитал. Блудного сыночка зовут Дики, и Том должен убедить его бросить Европу и вернуться домой к родителям. И неважно, что Том для Дики совершенно чужой. Притворяться — его профессия. Герой переезжает в прибрежную виллу, потом следует убийство, а затем еще одно. Том крадет имя, письма, деньги и одежду баловня судьбы, занимает его место и начинает жить на широкую ногу. Но что им движет? Жадность? Ревность? La dolce vita? 

 

 

Свежее исполнение известного сюжета разбито на восемь часовых серий. Забавно, но горячими итальянскими пейзажами — а здесь и Атрани, и Неаполь, и Рим, и Венеция — зритель будет довольствоваться в благородном черно-белом цвете. Стилизация под классический нуар в объективе Роберта Элсвита, оператора «Нефти», придает криминальной истории смертельную хмурь. Повествование развивается спокойно, будто во сне, сдержанно, временами даже чересчур, а сама авантюра порой доходит до коэновского абсурда.

 

 

Главный герой не идеальный убийца. Том Рипли — подлый оппортунист, который умудряется быть одновременно везде и нигде, действуя скорее по воле случая. Но режиссер не просто так проводит связь между влюбленным в собственное отражение убийцей и художником Караваджо, акцентируя особое внимание на «Давиде с головой Голиафа». Маньяк мнит себя творцом. Искусство невозможно без насилия. Это страсть к игре, стремление к подражанию и своеобразное становление человека в искусстве.

 

 

Старинные интерьеры, скульптуры и полотна — не единственные свидетели его преступлений. В кадре появляется пушистый кот, который, лежа на лавке, наблюдает, как какой-то мутный американец тащит по ступенькам труп. Он-то все видит и знает в отличие от дотошного следователя, который для Тома становится такой же преградой, как бесконечная лестница или сломанный лифт. Один человек пропал, другой погиб, а синьор Рипли — последний, кто видел их обоих. Казалось бы, очевидно. Но наследил Том, а обвинят кота. Иронично.

СЕРИАЛЫ

Спин-офф «Джентльменов», «Фоллаут» и «Доктор Кто» с Шути Гатвой: 15 сериалов весны

 

Красота сериала не только в ловко поставленных убийствах и уж точно не в персонажах, которые выглядят бледно и вяло рядом с изворотливым мерзавцем, а в том, что авторы отказались от курортного колорита и пляжной сексуальности. «Рипли» — это история безнадежно одинокого и лишенного бытия человека, который притворяется, чтобы обрести свободу от самого себя, ведь иначе он — никто. Том Рипли — ницшеанская бездна. И остается вопрос: насколько это все глубоко?

 

Фотографии: Netflix