«Олененок» на удивление оказался главным хитом сезона, получив исключительно положительные отзывы публики и прессы. Автор сценария и исполнитель главной роли Ричард Гэдд по мотивам своей же автобиографической пьесы показывает жизнь многострадального юмориста как театр абсурда. О том, почему этот пугающий мини-сериал вызывает брезгливость, рассуждает наш критик Артур Завгородний.

Автор: Артур Завгородний

 

«Олененок»/Baby Reindeer

РЕЖИССЕР

Вероника Тофильская, Жозефин Борнебуш

В РОЛЯХ

Ричард Гэдд, Джессика Ганнинг, Нава Мау

Нетфликсовский сериал «Олененок» стал настоящим событием. История разбита на семь эпизодов. По сюжету бездарный комик по имени Донни, которого играет сам сценарист сериала Ричард Гэдд, рассказывает, как к нему пристала одинокая толстушка Марта. Однажды он по-джентльменски угостил дамочку чашкой чая, а она решила, что это судьба. Марта страшно перевозбудилась и стала его преследовать. Думаете, он позвонил в полицию? Нет, и в этом весь смысл истории.

 

 

Сериал соткан из воспоминаний главного героя и поставлен как детективный триллер. Донни встречает Марту в кабаке, где он работает барменом. Женщина никогда ничего не заказывает, а только болтает о себе, заливается звонким смехом, по ночам заваливает его сообщениями, называя олененком, и явно нарывается на скандал. После Донни узнает, что эта городская сумасшедшая сидела в тюрьме, так что может не только приврать, но и прибить. И теперь герою не скрыться.

 

 

«Олененок», похожий на «Мизери» с Кэти Бейтс и слегка на «Стыд» с Майклом Фассбендером, вроде бы основан на реальных событиях, но черт знает, где здесь правда, а где вымысел. Весь сюжет — это попытка объяснить, как герой докатился до жизни такой. Донни — безнадежный комик, не самый красивый и не шибко умный, живущий с матерью своей бывшей на окраине Лондона. Мечта стать великим артистом не сбылась, столица не покорилась, обуздать страхи не получилось, а после встречи с дурочкой Мартой автор меняет ракурс, превращая трагикомедию в хоррор.

 

 

Страшнее одержимой преследовательницы оказывается телезвезда, которой наш герой восхищается. Донни вспоминает, как в погоне за славой и деньгами дал себя изнасиловать в наркотическом угаре. Именно эта трагедия, которую бедняга скрывает от родных и близких, зато в красках рассказывает нам, является фундаментом сериала. Но дальше — не смерть, а бесконечное самокопание.

Жонглируя жанрами и перебарщивая с монологом за кадром, автор придает сюжету экзистенциальную важность. Современный человек глуп и слаб. Он требует внимания, поэтому вечно притворяется. Он рад обманываться и ненавидеть себя, играя в жертву, лишь бы отвлечься от тоски. Каждый из нас чуть-чуть Марта или Донни, а потрахаться проще, чем влюбиться. И вот уже непонятно, кто безумнее — ты или окружающие тебя чудики и извращенцы. Такие нынче нравы. Sent from my iPhone.

 

Фотографии: Netflix