15 ноября состоялась премьера второго сезона сериала «Укрытие», ставшего, без преувеличения, одним из главных хитов прошлого года. Нас ждет продолжение истории Джульетты, ее друзей и других обитателей бункера, за пределами которого, как оказалось, все-таки есть жизнь. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, почему, к сожалению, жизни при этом нет (и, наверное, не будет) в новом сезоне.

Автор: Иван Афанасьев

 

«Укрытие» 

2 сезон

После событий первого сезона Джульетта, бывший шериф подземного бункера, выйдя на поверхность, смогла продвинуться дальше всех своих предшественников и обнаружила и другие бункеры, подобные тому, что покинула она. Нехватка воздуха вынуждает ее отправиться в один из них, несмотря на жуткое предзнаменование — сотни и тысячи трупов бывших обитателей «убежища» вокруг входа. Внутри она обнаруживает, что, несмотря на кажущуюся пустоту, здесь есть выжившие или, по крайней мере, выживший — загадочный мужчина, огородившийся от мира в своей комнате за закрытой дверью. Тем временем на «родине» Джульетты зреет заговор: жители нижних этажей, вдохновленные примером храброй девушки, протестуют против действующего порядка, требуя правды о жизни снаружи. Привычный уклад оказывается под угрозой, мэру Бернарду Холланду все труднее удержать народ от бунта.

 

 

Первый сезон «Укрытия» был весьма увлекательным фантастическим детективом, в котором сплелись и интрига, и драма о социальном расслоении, и эстетика постапокалипсиса, почему-то столь любимая в 2020-х. Прошло время, в 2024-м вышел суперпопулярный «Фоллаут» по мотивам серии одноименных видеоигр, которой создатели «Укрытия» явно вдохновлялись. Впрочем, если первый предлагал более веселый и бесшабашный взгляд на мир, оказавшийся на грани катастрофы в духе третьей части, то второй явно вдохновлялся первыми двумя частями, мрачными и по-своему безысходными. Поэтому стоит сразу уйти от каких-либо сравнений — это разные проекты, с разной тональностью и жанром.

Новый сезон с ходу пытается зацепить тех, кому понравился предыдущий, — первая серия, целиком посвященная Джульетте, обходится почти без слов, не считая немногочисленных флешбэков в прошлое героини (а также обитателей бункера). И это отличный пилот — он цепляет сразу же тем, как много в нем от большого кино: отличный визуальный язык, выдержанная интрига и скрупулезно выстроенный процесс исследования незнакомой ей территории. Смотрится на одном дыхании, вызывая в памяти опыт просмотра третьей серии первого сезона (той, в которой герои заводили турбину генератора) — прямо-таки блокбастер на экране вашего телевизора.

 

 

Но потом начинается вторая — и мы возвращаемся туда, откуда Джульетта сбежала, а заодно и возвращаемся к главному бичу современных сериалов, от которого страдал и первый сезон тоже: филлерам. Скандалы, интриги, расследования тех, кто остался в бункере, формирование подполья и своеобразной контрразведки, чтобы противостоять планам народных заговорщиков, флешбэки, разговоры и бесконечные «восьмерки» камерой. Что мешало, если так подумать, перемешать лучшие моменты первого эпизода со вторым, сделать нормальную параллельную драматургию и не возить зрителя по и без того знакомым, заезженным рельсам болтологической драмы? Особенно это показательно на фоне фантастического сценария недавнего «Пингвина», в котором, кажется, не было вообще ни одной лишней серии. Да даже в «Фоллауте», после которого «Укрытие» смотрится как «Карточный домик» на фоне «Офиса» (по части серьезности), драма накалялась не такими устаревшими методами.

 

 

И дальше, кажется, лучше не будет: линия Джульетты и загадочного обитателя бункера-2 оказывается самой интересной, ну а когда действо возвращается к жителям бункера-1, по зернышку собирающим свою локальную революцию, становится попросту скучно и предсказуемо. Слишком уж по знакомым, понятным лекалам разворачивается сюжет «Укрытия», который, если быть честным, сам сложен сразу из всех штампов постапокалиптики. Так что ни особенных откровений, ни каких-то душераздирающих тайн ждать не стоит. А что стоит? Довольно унылой истории зарождения движения Сопротивления, раскола на тех, кому удалось промыть мозги, и тех, кто все еще держит в памяти образ Джульетты, сумевшей выбраться из «укрытия» и остаться живой.

Все так знакомо, что попросту непонятно, чем может второй сезон заинтриговать. Есть отличный способ сэкономить себе часов шесть-семь драгоценного времени, если вас интересует, чем все закончится: открыть краткое содержание книги, прочитать за десять минут, разочароваться и успокоиться. Честное слово, откровений вы там не встретите. Складывается, впрочем, ощущение, судя по некоторым отхождениям от оригинального текста, что сценаристы строят мостики к третьему сезону. Может, не стоит? Ведь там, по другую сторону экрана, никто заботливо не протрет стекло тряпочкой, запотевшее от кромешной душноты сериала.

 

Фотографии: Apple TV+