17 января состоялась премьера второго сезона хитового триллера «Разделение», посвященного сотрудникам компании, в которой работники забывают об обычной жизни на рабочем месте, а дома — о том, чем они были заняты на работе. Продолжение сериала получило высочайшие оценки кинокритиков — впрочем, зрители тоже очень довольны. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, чем новый сезон принципиально отличается от первого, что привносит в уже знакомую формулу и как выводит повествование на новый уровень.

 

 

«Разделение» (2-й сезон)

Стоит напомнить (не без спойлеров!), чем закончился первый сезон: Марк, начальник отдела обработки макроданных в загадочной корпорации Lumon, вместе с компанией коллег — Хелли, Диланом и Ирвингом — активируют так называемый «режим сверхурочной работы». В результате чего в их экстра (той части их личности, что дезактивируется вне работы) пробуждается память о том, что делают их интра (часть личности, что пробуждается на работе). Понимая, как ужасна процедура «разделения», они рассказывают об этом всему миру, знатно подставив совет корпорации (у которой, как выясняется, офисы охватывают чуть ли не весь мир). Теперь процедура отделения одной субличности от другой не работает и они помнят, находясь внутри компании, чем занимались снаружи, а снаружи — то, что делали внутри.

 

 

Освежить в памяти события предыдущих серий имеет смысл хотя бы потому, что второй сезон «Разделения», одного из флагманских сериалов сервиса Apple TV+, бросает зрителя из огня да в полымя, не давая толком опомниться: Марк очухивается в бывшей комнате отдыха и, не понимая, что происходит, бежит по коридорам, пытаясь найти свою старую команду. В одном из помещений он натыкается на знакомый офис, но... за столами сидят уже совсем другие, совершенно незнакомые ему люди, а за порядком наблюдает жутковатая девочка, которую все зовут госпожа Хуан. Руководит всем теперь Сет Милчик, заменивший на посту «не справившуюся со своими обязанностями» Хармони Кобел. Марк с таким положением дел мириться не намерен и требует вернуть ему старых, «пробудившихся» товарищей: новые интра выглядят как роботы. Он еще не в курсе, что у компании на него и коллег большие планы.

 

 

С самого начала создатели готовят сразу несколько сюрпризов — в дальнейшем они будут лишь множиться в геометрической прогрессии, поэтому обойдемся без спойлеров. На этапе разработки сценария создатели столкнулись со множеством проблем, начиная с конфликтов между сценаристами (два ведущих автора, Дэн Эриксон и Марк Фридман, так поссорились, что не хотели говорить друг с другом) и заканчивая забастовкой SAG-AFTRA (профсоюз актеров, теле- и радиоведущих, а также других работников кино, радио и новых медиа. — Прим. ред.) в 2023 году. В итоге, чтобы довести историю до ума, был приглашен Бо Уиллимон, номинант на премию «Оскар» за сценарий «Мартовских ид», автор «Карточного домика» и «Андора» и просто крайне толковый сценарист, который докрутил за коллегами все, что нуждалось в доработке. Вдобавок ко всему значительно увеличился бюджет: каждая серия теперь стоит по 20 миллионов долларов, что в сумме делает затраты схожими на производство, например, «Дома Дракона», несмотря на кратно меньшую аудиторию Apple TV+ по сравнению с HBO.

 

 

Итог очень ощутим, ведь второй сезон «Разделения» в некоторых моментах радикально отличается от первого — в самую лучшую сторону. Для сравнения позволю себе небольшую личную оценку: весь предыдущий сезон сотрудники компании Lumon выясняли тайну своего работодателя, чтобы в итоге... не выяснить ничего, оставив задел на второй сезон. Медленный темп вкупе с нежеланием раскрывать секреты привел к тому, что концовка была, скажем так, слегка разочаровывающей: и вот для этого напускали тумана, чтобы в итоге сказать: «Ждите взбитых сливок»? Сейчас, на дальней дистанции, понимаешь, что ждать стоило и что все звезды, к счастью, сложились. Второй сезон вполне мог стать насквозь вторичным повторением первого, полным филлеров и долгих преамбул к развенчанию тайн, о которых мы отчасти уже успели и сами догадаться (благо количество теорий, что же за циферки там складывают сотрудники Lumon, зашкаливает).

 

 

Однако приход нового шоураннера добавляет в сериал новую энергетику: если первый сезон зиждился исключительно на забавном фокусе с отделением «рабочей» личности персонажей от «нерабочей», то во втором авторы решают сместить акцент на психологию героев, оказавшихся в трудном положении. Тут как нельзя кстати вспоминается «Субстанция»: в фильме Корали Фаржа две части личности главной героини не могли принять, что они — одно и то же. Здесь та же история: Марку и его «пробудившимся» коллегам непросто принять, что теперь они знают о существовании как бы второй версии себя, которую у них отобрала злобная корпорация. Их, с одной стороны, тянет вернуться в нормальную, «обычную» жизнь, с другой — жива жажда разоблачить проклятых капиталистов и выяснить всю подноготную их коварного бизнеса. Теперь у каждого из них есть как минимум два внутренних конфликта, разрывающих их душу на части, и это только начало.

 

 

А ведь есть и затаенная угроза, которая постепенно выходит наружу: жизнь «внешнюю» они лишь помнят, в компании их по-прежнему «разделяют», и чем они занимаются теперь там, снаружи, уже после того, как стали известны на весь мир как «бунтари из отдела макроданных», никто наверняка не знает. Вырваться из компании теперь будет еще сложнее. Второй сезон чертовски хорош тем, что не ограничивается сугубо сюжетным фокусом — если хотите, это была экстра-часть сюжета. Теперь он выводит на первый план интра — то, что чувствуют персонажи, которые в курсе, что их буквально отрезали, отделили от настоящей жизни, но как вернуться в нее — непонятно. Если первый сезон был просто увлекательным упражнением в духе «а что, если?..», то второй сюжетно, структурно и эмоционально выводит зрителя на новый уровень переживаний. Теперь это прямо-таки корпоративный хоррор о том, как работодатель отнимает у работника саму личность.

Вкупе с по-прежнему изобретательной режиссурой (а местами и с более — начало пилота сделано так, что нужный тон задается сразу) и потрясающими актерскими работами (Трэмелл Тиллман в роли мистера Милчика стал абсолютно кафкианским антагонистом) новая часть «Разделения», простите за каламбур, делит сериал на две части. Если первый сезон казался вам впечатляющим, то второй впечатлит еще сильнее — это лучший пример того, как надо продолжать сериалы. Создателям ужасающе скучного «Укрытия», выходившего на том же Apple TV+, стоит поучиться у коллег, как сохранить и впечатлить старого зрителя: сделать так, чтобы новый сезон воспринимался как нечто принципиально новое.

КИНО

15 сериалов и новых

сезонов января

 

Фотографии: Apple TV+