«13 клиническая. Начало»: Процедурал про чертову советскую больницу
Приквел хитового сезона уже на стримингах

19 декабря на «Иви» вышел весь сезон приквела хитового медицинского сериала «13 клиническая», рассказывающий о том, с чего начиналась полвека назад клиника, в которой лечат болезни, вызванные демонами и прочей нечистой силой. В главных ролях Ирина Старшенбаум, Сергей Гилев, Павел Прилучный, Павел Попов и другие. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, что получилось в предыстории этого необычного сериала, а что пошло не так и почему в любом случае перед нами довольно интересный и неординарный проект.
«13 клиническая. Начало»
1976 год. В Союзе эпоха застоя и холодной войны. Генсек Брежнев, желая обрести новые рычаги власти, соглашается на довольно странное предложение от некоего Глеба Алексеевича, человека в кожаной куртке и с необычными знаниями: он демонолог. Собственно, с демонами этот похожий на энкавэдэшника человек и хочет свести генерального секретаря, чтобы те послужили во благо советского народа, а не злобных капиталистов с Запада. Но с самого начала все идет не так: в закрытом научном институте, где как раз специализируются на изучении демонов, вступление в контакт с потусторонней силой чуть не убивает Брежнева, погрузив того в кому. Теперь нужно срочно что-то делать, чтобы вывести главу мирового коммунизма из этого состояния. К делу подключается психоневролог Яна, для которой генсек — в первую очередь пациент, а потом уже главный человек в стране. Из нее, Глеба Алексеевича, а также еще нескольких врачей и приставленного к институту полковника КГБ Ильи Александровича формируется будущая 13-я клиническая больница, в которой лечат и заодно изучают демонов (или, вернее, N-явления!).
Очень симпатичный, хотя бы благодаря оригинальной концепции, сериал «13 клиническая» нуждался в продолжении: и простым зрителям, и высоколобым критикам очень зашел необычный гибрид медицинского процедурала и мистического триллера а-ля «Сверхъестественное». Увы, реальность внесла свои перспективы: теперь усилиями разных замечательных людей Данила Козловский, звезда сериала, стал персоной нон грата, а без него как будто картинка не складывалась. Поэтому сценарист Андрей Золотарев решил выкрутиться из ситуации по-своему и сделать приквел, рассказав предысторию больницы — идея предельно удачная, благо само помещение было отдельным героем: его было интересно изучать, узнавать и рассматривать каждую комнату. Вообще, в индустрии с настоящими деньгами из декораций можно было бы сделать роскошный тематический парк.
Так вот, задача приквела была в том, чтобы приумножить все достижения, не растеряв фирменную интонацию на стыке сразу нескольких жанров — медицинской драмы, черной комедии и хоррора. В общем, режиссеру Илье Ермолову («Золотое дно») удается сохранить общий тон: 13-й институт — крайне интересное местечко, которое все так же интересно изучать. Здесь у каждого уголка как будто есть небольшая история, которую хочется узнать подробнее. Декорации у сериала прекрасные, а лаконичная режиссура Ермолова, в которой сочетаются легкая слоуберновость и эффектность, ему очень идет. Вот только история получилась, откровенно говоря, очень многословная и путаная. Стоит напомнить, что каждая серия, за исключением первых двух, — это отдельный сюжет с отдельным пациентом, через которых раскрываются герои, история места и методы «лечения» демонов, каждый из которых символизирует собой определенный человеческий порок (алкоголизм, например). И, к сожалению, в обилии сюжетных линий порой откровенно путаешься: героев много, и каждого пытаются раскрыть через многочисленные диалоги.

Сразу бросается в глаза, что оригинальная «13 клиническая» была снята режиссером несколько иного толка: Клим Козинский, работавший над авангардной анимацией и экспериментальным кино на стыке видео-арта, превращал каждую серию в мини-фильм, в нем было гораздо больше именно что режиссуры. Илья Ермолов, бывший актер, а ныне состоявшийся постановщик крепких хитов из телемейнстрима, снимает более... традиционно, что ли. И это довольно важно, ведь в оригинальном сериале ощущение разлитого в воздухе злого духа было почти ощутимым; в «Начале» чувствуется, что он более завязан на создание лора мира, введение в него. Поэтому атмосфера создается более грубыми, механическими способами.
Тем не менее концепт сериала решает, поэтому смотреть его все равно интересно — надо лишь дать раскачаться в первых двух сериях, ведь дальше будет больше и интереснее. Снайперски точно выбрана эпоха: когда еще обращаться к нечистым силам с целью поставить их в один строй со строителями светлого будущего, если не в период, когда у этого самого светлого будущего более чем темные перспективы? Среди прочего демоны и вся инфернальщина стилистически идеально сочетаются с декларируемым безбожием советского государства — ощущение того, что страна подбирается к падению в бездну, усиливается хотя бы знанием контекста времени. «Начало» — довольно умный, очень собранный сериал, у которого все на своих местах.

Кастинг тоже отличный: Сергей Гилев в роли скользкого демоноведа — самый интересный персонаж в сериале, Ирина Старшенбаум уравновешивает бесовщину вокруг себя внутренней человечностью, а Павел Прилучный играет редкостного идиота с армейской кокардой в мозгах (ему идет!). Кстати, еще одно преимущество режиссера Ермолова — как бывший актер, он знает, как работать с актерами, поэтому их насыщенная болтология не утомляет. Как раз некоторым минусом сериала Козинского было то, что его персонажи, напротив, временами вели себя так, словно играют в сериале Райана Мерфи — то слишком гипертрофированно, то, напротив, экзальтированно. Здесь же актерская игра очень реалистичная, поэтому, когда отдельные люди становятся одержимы бесами, их порой не так уж и легко отличить от просто не очень приятных людей. Так и должно быть.
На самом деле сравнения с первоначальным сериалом тут не очень нужны: «13 клиническая. Начало» — просто другой сериал, у которого гораздо больше с условными «Очень странными делами» (или, если хотите, с «Королевством»), чем с тем же «Сверхъестественным». В нем больше серьезного, но одновременно хватает и кэмповости, уместной дурашливости и просто забавных штук. А еще здорово, что, несмотря на некоторую разность, в итоге сценарист Андрей Золотарев аккуратно и красиво соединяет «Начало» со своим, кхм, продолжением — с введением некоторых общих персонажей (лучше не изучайте каст заранее, чтобы удивиться в процессе просмотра самостоятельно). В общем, побольше бы таких необычных, смелых и концептуально классных сериалов — и за российской сериальной индустрией станет следить гораздо интереснее.
P. S. И отдельное спасибо за отсутствие явной эстетизации советского наследия, которая тут запросто могла бы случиться. Недаром один из героев сравнивает здание больницы с Римом (да, в СССР тоже часто думали об империях). Было бы странно видеть ее в сериале про то, что все летит вполне буквально к чертям в тартарары.

кино
15 сериалов и новых сезонов января
фотографии: «Иви»