24 октября на сервисе Amediateka вышел последний, десятый эпизод первого сезона «Дома Дракона». Спин-офф «Игры престолов», повествующий о периоде гражданской войны семьи Таргариен, был одним из самых ожидаемых сериалов года — и единственным масштабным мировым сериалом, легально показанным в России в 2022 году. Редактор «Большого Города» Иван Бочаров подводит итоги первой главы новой саги из Вестероса, которая останется с нами надолго.

В этом тексте практически отсутствуют спойлеры, но если вы не хотите слышать даже намеков на сюжет финала «Дома Дракона» — лучше сначала посмотреть серию.

Автор: Иван Бочаров

«Дом Дракона»

РЕЖИССЕРЫ

Клер Килнер, Мигель Сапочник, Грег Яйтанс, Гита Патель, Алан Тейлор

В РОЛЯХ

Пэдди Консидайн, Мэтт Смит, Эмма Д’Арси, Рис Иванс, Стив Туссэн, Ив Бэст, Соноя Мидзуно, Фабьен Франкель, Оливия Кук, Эмили Кэри

На ЭКРАНАХ

21 августа 2022


Бесконечное промо

«Дом Дракона» еще до его выхода стал, во-первых, очень дорогим сериалом, во-вторых, очередной попыткой создать спин-офф успешного оригинала. В этом году он не одинок: из сравнимых вселенных — на Disney+ идет «Андор» (из вселенной «Звездных войн»), на Amazon Prime — «Властелин колец: Кольца власти». Проблема в том, что в России из этого ряда масштабных сериалов легально доступен только «Дом Дракона». Не то чтобы другие сериалы ожидались, но, предположительно, рано или поздно они бы дошли до нас через новые эксклюзивные сделки стриминговых сервисов. Сейчас мы остались с «Домом Дракона» — и спасибо, что хотя бы с ним. «Амедиатека», судя по всему, совершила чудо: можно вспомнить, что в марте в индустрии ожидали исчезновения всего контента HBO с полок отечественных онлайн-кинотеатров.

Привело это к тому, что драконы смотрят на нас из каждого угла, медиа и даже наклеек на брендированных «Яндексом» такси. Редакция «Кинопоиска» (да и, что самое удивительное, не только она) писала рецензии на каждую серию, то же обсуждали в еженедельных подкастах. В российской кинокритике практически не существовало практики рекапов — сложно себе представить, чтобы «Кинопоиск» писал разбор каждой серии даже своих оригинальных проектов. Они несопоставимы по бюджету, по узнаваемости у аудитории и популярности.

Все это создало определенный хайп, который отчасти был заслуженным, а отчасти привел к непониманию и негативным отзывам. Когда отовсюду кричат о главном сериале года с драконами, ждешь девятого (или нормального восьмого) сезона «Игры престолов», а не самостоятельной истории. А «Дом Дракона» все же стал самостоятельной историей, которую не нужно, но нельзя не сравнивать с «Игрой престолов».

Приквел приквела

Упомянутые выше «Кольца власти» основаны непонятно на чем из-за авторских прав — сотен миллионов долларов Amazon хватило на то, чтобы купить какие-то сноски Толкиена к основным его произведениям. Зачем при живом и заинтересованном авторе HBO решил экранизировать учебник истории (пусть и вымышленного Вестероса) — не до конца понятно.

Первоисточник «Дома Дракона» — книга Мартина, в форме летописи рассказывающая о гражданской войне Таргариенов, так называемом Танце драконов. Понять, что это не самое высокохудожественное литературное произведение, можно даже по реакции самого Мартина на сериал — автор похвалил актера Пэдди Консидайна (Визерис Таргариен) и сказал, что его образ на экране получился гораздо лучше, чем в книге.

Но гражданская война Таргариенов начинается только в конце десятой серии — так весь сезон становится приквелом приквела, историей про то, как непобедимые укротители драконов до этой войны дошли. Между первым и вторым эпизодом проходит полгода, между вторым и третьим — три года, между пятым и шестым — десять лет, между седьмым и восьмым — около шести лет. Посередине происходит смена некоторых актеров. Если монархов в «Короне» меняли раз в два сезона, тут это происходит внутри одного сезона. Эмма Д’Арси (Рейнира Таргариен) на самом деле не хуже Милли Олкок (тоже Рейнира Таргариен), но первые эпизоды после временного скачка сложно смотреть из-за резкого изменения.

Неспешное начало

Начинался сезон и вовсе как почти классическая британская драма про королей. Англичане очень любят снимать сериалы про своих королей, у американцев не было королей. Теперь есть, пусть и вымышленные; но исторические сериалы — это всегда миф, и тут Таргариены ничем не отличаются от Тюдоров. За исключением, конечно, драконов, но об этом чуть позже.

Сама «Игра престолов» начиналась как сериал, который ломал правила игры (сериалов, не престолов), как и любой знаковый проект HBO. Героям вдруг разрешили умирать в неожиданные моменты, градус насилия и секса перевалил за все допустимые ранее пределы, а жанр фэнтези, традиционно подростковый для кино, превратили в серьезное развлечение для взрослых. Мы настолько привыкли ко всему этому, что было бы логично ожидать от «Дома Дракона» минимум того же, а лучше — еще большего накала.

Здесь же история началась крайне неспешно. По прошествии десяти серий вообще сложно вспомнить, что происходило в первых пяти-шести. По сравнению с «Игрой престолов» — слишком мало насилия (одна мелкая смерть на свадьбе вместо кровавой резни главных героев), слишком мало пространства (Королевская Гавань и еще пара локаций вместо огромного мира), да и инцеста изначально почти не было.

Драконы и власть

«Когда рождается Таргариен, боги подбрасывают монету», — говорили герои Джорджа Мартина. Впрочем, иногда все же Таргариен не рождается (как в первом и последнем эпизодах этого сезона), и непонятно, в каком случае крови больше. Закольцованность страданий Таргариенов женского пола — матери и дочери — намного страшнее драконов.

Драконы, по крайней мере в основной части сезона, ни на что не влияют — в мире Вестероса они стали неким подобием ядерного оружия («оно у нас есть, значит, на нас не нападут») и элементом статуса и власти. Когда рождается Таргариен, ему в колыбель ставят маленький ядерный чемоданчик.

И это, кстати, интереснее «Игры престолов», где уничтожающая сила драконов была сконцентрирована в руках одного человека (Дейенерис), что позволяло предполагать построение классического государства с монополией на насилие. Тут эта сила распределена — по дракону каждому Таргариену и около-Таргариену. Очевидно, что отсутствие монополии на контроль важнейшего ресурса рано или поздно должно было привести к войне — и в «Доме дракона» происходит именно это.

Да и более того, как нам показали, при достаточной наглости бесхозного дракона может подчинить себе, видимо, любой — примерно как куда более безобидного клювокрыла из «Гарри Поттера». Достаточно смотреть зверю в глаза и не наделать в штаны. А потом окажется, что дракона нельзя подчинить до конца и он будет делать что захочет (как в десятой серии). В «Игре престолов» драконы были лишь усовершенствованной версией огнемета без субъектности. «Дом Дракона» показывает, что природу — или разрушительную силу — на самом деле нельзя контролировать, а любые попытки приведут к ужасающим последствиям.

Жестокий финал

Даже на визуальном уровне последняя серия сезона привнесла в знакомый нам мир некоторый элемент величия — стол с картой, который мы помним по «Игре престолов», зажегся пламенем. Оказалось, что под этот стол можно буквально поставить что-то огненное и он будет красиво светиться — вот бы кто рассказал об этом лайфхаке Дейенерис.

Но на серьезной ноте — в своем финале «Дом Дракона» все же попробовал дотянуться до уровня античной трагедии, в которой не выиграет никто. И выбора нет ни у кого, уже понятно, что дальше — только смерть и избежать ее нельзя. При всей политике и интригах поворотной точкой становится эмоциональная потеря, и если в основной части сезона герои заботились о внешнем — тут в игру вошло внутреннее.

В сезоне было много неровного — вялотекущие дворовые интриги с точки зрения сюжета, недостаточное раскрытие персонажей, слишком затянутая попытка подвести к реальному действию. Но последней серией «Дом Дракона» искупил многое и действительно заставил ждать следующего сезона, где должно быть и действие, и трагедия.

Мультивселенные и безумие

В разработке у HBO находятся чуть ли не десятки проектов по «Игре престолов» — слухов больше, чем реальной информации. Для одного из таких проектов уже сняли пилот, но решили не заказывать сезон сериала — но очевидно, что сериалов мы увидим немало. И тут встает вопрос: а можно ли сделать полноценную кинематографическую вселенную Вестероса, как у Marvel, DC или «Звездных войн», на основе продукта элитарного телевидения?

Развитие супергеройских франшиз и их экспансия в телевизионное пространство привели к тому, что даже в супергеройских рамках начали появляться эксперименты и отклонения от канона. Например, «Ванда/Вижн», который неожиданно стал одним из самых любопытных сериалов прошлого года, или предшествующий ему «Легион» от шоураннера «Фарго» Ноя Хоули. Но не менее радикальными можно считать попытки упаковать Marvel в шаблоны традиционных процедуралов: «Женщина-Халк: Адвокат» — это уже совсем интересный пример, когда стандартная линия судебного сериала вроде «Форс-мажоров» становится основной в сериале про, в общем-то, супергероя.

«Игра престолов», в принципе, может сделать то же самое, расходясь на тысячи тропок после своего флагмана. Вот у нас «Дом Дракона» — историческая костюмированная драма про королей, дальше можно создать подростковую coming-of-age-историю с Арьей Старк и какой-нибудь детектив с Джоном Сноу. Кто знает, может, после дело дойдет до метаиронического телевидения и псевдореалити Keeping Up With the Targaryens — в конце концов, чем эта семья хуже Кардашьян?

Продающая константа в Marvel — это герои, и играющих их актеров уже научились менять без ущерба логике с помощью мультивселенных. Продающая константа «Игры престолов» — это семьи (кланы) и мир с его законами. И в этих рамках можно будет делать что угодно, и качество этих шоу, как и их аудитория, могут радикально отличаться. Поэтому главное, что стоит попытаться сделать зрителям, — перестать сравнивать новые проекты всей последующей экранной вселенной Вестероса с «Игрой престолов».

А «Дом Дракона» стоит посмотреть в любом случае — несмотря ни на что, это хороший сериал, и сейчас психологически проще следить за гражданской войной в Вестеросе, чем за сюжетами новостных каналов в России.

Фотографии: HBO