Тим Бёртон вместе с парой других режиссеров сделал для Netflix готическую сказку, где повзрослевшая Уэнсдэй Аддамс расследует зверские убийства и раскрывает тайну школы, где учились ее родители. Подростковый сериал уже стал одним из лидеров среди всех проектов онлайн-платформы — он стоит после «Очень странных дел» и «Игры в кальмара». Почему картину нельзя назвать удачей знаменитого режиссера — рассказывает критик Артур Завгородний.

Автор: Артур Завгородний

Редактор: Иван Бочаров

«Уэнсдэй» / Wednesday

Режиссер

Тим Бёртон, Джеймс Маршалл, Ганджа Монтейру

В ролях

Дженна Ортега, Кэтрин Зета-Джонс, Луис Гусман, Гвендолин Кристи

Дата выхода

23 ноября


Милая актриса Дженна Ортега, которая прославилась ролями в слэшерах «Крик» и «Икс», играет мрачную, одетую как на похороны дочку придурковатой семьи Аддамс, сперва появившейся в виде сатирических рисунков в журнале New Yorker. Девчонка по имени Уэнсдэй наслаждается одиночеством, восхищается садизмом, ненавидит школы, сочиняет романы, по ночам клацая по пишущей машинке, играет на виолончели, охотится на монстров и презирает не только соседку по комнате, но также своих родителей. Неудивительно, что ее отовсюду гонят и посылают к мозгоправу.

Мать и отец Уэнсдэй в исполнении Кэтрин Зеты-Джонс и Луиса Гусмана отправляют любимую дочурку в школу для изгоев Nevermore, надеясь, что там их бледное чадо, которую тошнит от ярких красок, наконец впишется в общество. Исправительно-образовательная школа — это тот же сказочный Хогвартс со своими законами, секретами и соревнованиями, только здесь читают Мэри Шелли и Эдгара По и учатся не волшебники, а вурдалаки, оборотни, ведьмы и прочие фрики.

Выясняется, что Уэнсдэй тесно связана с домом странных детей и лесным чудовищем, которое совершает зверские убийства. Девочка прикасается к темной истории своих предков: колдунов и любовниц Люцифера, которые страдали в адском пламени от рук пилигримов. Там же вечно недовольный ребенок прокачивает свое презрение, учится отличать друзей от врагов, не доверяет никому и подозревает каждого, будь то властный директор школы, одноклассники или консервативные жители маленького городка, где чужакам не рады. Уэнсдэй, решившая докопаться до истины, косо смотрит даже на улыбчивую учительницу ботаники, которую играет Кристина Риччи, исполнительница роли Уэнсдэй в классическом фильме «Семейка Аддамс». К слову, ту черную комедию должен был поставить как раз режиссер «Бэтмена» и «Битлджуса», но дебютировал в режиссуре Барри Зонненфельд.

Семейный мини-сериал, напоминающий истории Гарри Поттера и Скуби-Ду и сдобренный фирменным готическим макабром Тима Бёртона, уже прославился танцем Уэнсдэй а-ля «Криминальное чтиво» с отсылкой к школьному балу в депальмовской «Кэрри». Однако, кроме декораций и нарядов под клавесин Дэнни Элфмана, картина выглядит суховатой. Авторы растягивают интригу, превращая расследование в мешанину из скандалов, свиданий, хождений по школе и зловонной атмосферы детских переживаний. Все как у обычных подростков. Метко сказано о том, что социальные сети пожирают наши души, чтобы мы самоутвердились, и, кто не помнит прошлого, обречен на его повторение. Но как бы странно ни звучало, раздражает в этой банальной сказке как раз бездушная всезнайка Уэнсдэй.

Понятно, что таков образ трудного ребенка, но когда персонаж Дженны Ортеги — самоуверенная выскочка с прибабахом, косичками и каменным лицом, испытывающая только отвращение, — является звездой затянутого фильма — это утомляет. Героиня нарочито унылая, даже когда пытается острить. Поразительно, что у нее вообще появляются ухажеры. К тому же бегающая рука по имени Вещь, помогающая угрюмой Уэнсдэй в расследовании, выглядит живее всех живых, а это уже говорит о многом.

Заурядный детектив не смешит и не пугает, а главная героиня — классический ребенок, которого никто не понимает и который оказывается честнее и смелее взрослых. Девочка особенная, наблюдательная. Уэнсдэй одолевают видения, затягивающие в прошлое, где она познает, почему ей суждено сразиться с древним злом, способным уничтожить старинную школу, которая для детишек является вторым домом. Школьница погибает и чудом воскресает, потому что она, согласно пророчеству, и есть ключ к разгадке.

Недаром говорят, что все уже придумано, а причудливые фильмы Бёртона интереснее разглядывать, чем смотреть. Мир самой Уэнсдэй Аддамс при этом так и остается загадкой. Мистическому сериалу об угнетении, любви и дружбе, и признании (женской) самобытности требуются клыки и когти, чтобы вселить ужас, а также та самая инаковость, чертовщина, безуминка. Нет ни идей, ни чувств, ни злобы, ни смелости. Скучно жить на этом свете. Nevermore? Never again.

Фотографии: Netflix