«Нолли» — новый сериал телеканала ITV, написанный Расселлом Т. Дэвисом («Доктор Кто», «Это грех») и снятый Питером Хором («Одни из нас») об актрисе Ноэль Гордон, известной как Нолли, которая была уволена после 17 лет работы в британском сериале «Перекресток», популярном в 70-е. Главную роль исполнила номинантка на «Оскар» и «Золотой глобус» Хелена Бонем Картер.

Автор: Иван Афанасьев

Редактор: Иван Бочаров

Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, почему этот небольшой трехсерийный проект особенно хорошо смотрится сейчас, во времена глобальных исторических перемен во всем мире.

«Нолли» / Nolly

Режиссер

Питер Хор

В ролях

Хелена Бонем Картер, Кон О’Нилл, Август Прю, Бетани Антония, Марк Гэтисс

Дата выхода

2 февраля 2023 года


Великобритания, 80-е. Ноэль Гордон — импозантная дама с несколькими рекордами за плечами. Первая женщина эпохи цветного телевидения, первая женщина, взявшая интервью у действующего премьер-министра, и самая популярная актриса на британском ТВ с 1969 по 1977 год. Последнее достижение досталось ей за съемки в одном из самых популярных сериалов того времени — «Перекресток», мыльной опере про отель в Мидлендсе, которая к тому моменту перевалила за 4,5 тысячи эпизодов. Для Нолли, как ее ласково называли коллеги и зрители, роль владелицы дома, решающей вопросы своих постояльцев, стала практически единственной в кинокарьере и фактически смыслом ее жизни. Поэтому, когда в 1981 году продюсеры на ровном месте сообщили ей, что шоу в недалеком будущем закроется, а ее персонажа убьют (буквально), это в некотором смысле убило и ее тоже.

Собственно, одна из интриг сериала «Нолли» — почему с ней так поступили? За что выгнали? Этими же вопросами задается и сама Ноэль Гордон на протяжении почти всего хронометража. Всего-то три серии по 45–48 минут — можно посмотреть как фильм, за вечер (спасибо создателям, что не 3 тысячи, хотя это, конечно, была бы та еще кора и постмодерн). В то же время в скромном по масштабам мини-сериале столько всего, сколько не бывает и в полноценных ТВ-сагах на несколько сезонов. Неудивительно, ведь его создатель — Расселл Т. Дэвис, один из лучших сценаристов Великобритании, известный, например, как шоураннер «Доктора Кто», еще одной страшно популярной нескончаемой эпопеи, а также таких знаковых тайтлов, как «Чрезвычайно английский скандал» и «Это грех». Но особое место в его фильмографии занимает восхитительный мини-сериал «Годы» о недалеком будущем, который вышел в 2019 году, но, на самом деле, рассказывал о 2022-м: кризис власти в Великобритании, поток беженцев в Европу из Украины, угроза ядерной войны. Короче говоря, очень проницательный человек.

Что же его так привлекло в истории Ноэль Гордон, мягко говоря, не самой известной актрисы за пределами родной Великобритании? Да и внутри самой страны ее, скорее всего, знают и помнят только ветераны телевидения вроде самого Расселла Т. Дэвиса — он был одним из тех, чьи мамы и бабушки буквально прожили часть своей жизни с Мег Мортимер (так звали героиню Ноэль в «Перекрестке»).

Да и на роль Нолли привлекли не абы кого. Хелена Бонем Картер довольно несправедливо известна в России почти исключительно как «та баба из „Бойцовского клуба“» и Беллатриса Лестрейндж, повезет еще, если как актриса фильмов Тима Бёртона. Проще говоря, как артистка, вечно играющая всяких фриковатых персонажей (хорошо, что сейчас в ее фильмографии появилась роль принцессы Маргарет в почему-то дико популярной у нас «Короне»). Хотя у нее какое-то сумасшедшее количество наград и номинаций, включая девять — на «Золотой глобус» и две — на «Оскар». А уж этой ролью она и вовсе доказывает, что актерский дар — не про внешность, а про талант (впрочем, и с тем, и с другим у нее в полном порядке).

Бонем Картер играет свою роль увлеченно, с надрывом — хотя, казалось бы, что тут играть? Ноэль Гордон была актрисой в дешевом телевизионном шоу, где люди просто разговаривали в простеньких декорациях, иногда наигранно плакали, смеялись, заламывали руки и картинно падали в обморок — такого на британском ТВ в 70-х было полно. За первую серию «Нолли» успевает подробно показать, как создавался такой контент: сценарий порой писался прямо на площадке, актеры часто импровизировали, репетировали и снимали быстро. По нынешним меркам это выглядит как художественная самодеятельность увлеченных членов провинциального кинокружка. Собственно, примерно так же думали и продюсеры, закрывая сериал, — кому нужны эти высосанные из пальца сопливые драмы, когда уже наступает эпоха пышных постановок, что прославят Великобританию в 80-х, от «Мэнсфилд-парк» до культового «Да, господин министр»? Да что вообще могло заинтересовать сценаристов уже нашего времени в этой истории, как и в фигуре Ноэль Гордон?

Возможно, то, что перед нами — шоу про личную трагедию на фоне глобальных перемен. «Перекресток» шел с 1964 по 1988 год, Гордон была со зрителем с самого начала на протяжении 17 лет. За это время со страной чего только не произошло: утрата статуса великой державы в 60-х, смена политического курса, конфликт с Ирландией, потеря всех колоний, забастовка шахтеров, роспуск парламента, экономический кризис, столкновение эмигрантов с националистами в 1977-м… Все это время Великобритания пылала, порой совсем не фигурально, пытаясь нащупать направление для движения вперед. И одной из больших отрад для самых обыкновенных людей, не погруженных в политику с головой, для которых все это было разборками влиятельных мужчин между собой, стали подобные мыльные оперы, в том числе «Перекресток».

Характерно, что решение о закрытии шоу принимали тоже продюсеры-мужчины. В «Нолли» есть очень сильный эпизод, когда Гордон едет в автобусе, оказавшись в окружении женщин разного возраста, которые не могут сдержать своего восхищения от неожиданного соседства со своим кумиром и все болтают, какая она хорошая, как они любят сериал… В какой-то момент им возражает единственный мужчина в салоне автобуса, мол, «хорош квохтать, подумаешь, закрыли низкопробную помойку для домохозяек…». На что одна из дам заявляет, что «Перекресток» помогал ей жить: это была настоящая отрада для нее после работы, а фигура Мег Мортимер, способной помирить между собой всех на свете, лучом света в царстве мрака, в который погрузилась Британия. Эта сцена очень важная, потому что в ней, пожалуй, весь смысл этого небольшого сериала — он о том, что не бывает, если так подумать, постыдных удовольствий, когда они доставляют радость и счастье человеку.

И что в искусстве, особенно массовом, хорошее и плохое всегда относительно. Есть более или менее талантливые актеры, а также удачные и не очень удачные роли. Но не бывает плохих — есть те, в которые люди не верят. Ноэль Гордон не делала ничего сверхъестественного: она играла женщину, которая, как часто бывает в истории, личной и публичной, просто помогала людям. «Нолли» в том числе кино о том, что такое плохой продюсер: это человек, который не знает аудиторию своего продукта. «Перекресток» снимался и после своей главной звезды, хотя создатели были уверены, что без нее шоу быстро загнется и станет никому не нужным, и тогда можно будет его закрыть — но зрители ждали возвращения Нолли и буквально жили этой надеждой. И «воскрешение» ее героини, уже после того, как продюсеры осознали свою ошибку, хоть и ненадолго (Ноэль Гордон скончалась в 1985 году от рака легких), стало для поклонников сериала, возможно, важнее, чем приход к власти Маргарет Тэтчер, провозгласившей курс на укрепление экономики и государственности.

Потому что настоящие герои — не всегда те, кто меняют ход истории, хотя порой и они тоже. Настоящие герои — это те, кто вдохновляют самых обычных людей, дают им силы для жизни, радости и личного счастья. Ноэль Гордон, сама того не понимая, вместе со своей экранной героиней Мег Мортимер стала такой героиней. Поэтому ее и играет актриса такого уровня, как Хелена Бонем Картер, а сам сериал, вполне возможно, поборется за самые престижные премии. Ведь он о здравом и вечном: о том, как важно иметь дело, которое будет помогать не только тебе, но и другим людям, и как важно не забывать, что мир не ограничивается твоими знаниями о нем. Что актриса с одной ролью в дешевом сериале из трех с половиной локаций может превратиться в фигуру, на фоне которой многие политики меркнут.

Фотографии: ITV Studios