На выходных автодром «Игора Драйв» под Санкт-Петербургом принимал третий этап Russian Endurance Challenge 2023. Зрелищная гонка на выносливость длительностью четыре часа стала центральным событием фестиваля скорости, музыки и драйва Garage Fest.

Наблюдая за работой команды G-Drive Racing — чемпионов REC прошлого года и победителей в своем классе в этот раз, — мы разбирались, как устроены профессиональные автогонки. Кто такие маршалы, чем занимается гоночный инженер и как пилот приходит в себя после заезда — рассказываем в этом материале.

Пилот: ключевое слово — стратегия

Гонщик должен быть душой команды, и в случае Романа Русинова в G-Drive Racing все именно так. Проехав первые полтора часа «на руле», после смены пилотов Роман не идет отдыхать, а остается у пульта — следит за ходом соревнования и корректирует стратегию. Важно все: отточенные действия механиков, количество топлива для дозаправки, идеально выбранный момент для пит-стопа (правила гонки предписывают провести как минимум три остановки). В автоспорте все меняется за секунды, решения нужно принимать так же быстро — и за эти решения отвечает пилот.

Шеф-механик, он же гоночный инженер: связующее звено

Мгновенную связь между гонщиком и боксом (командный пункт) помогает поддерживать гоночный инженер Александр Крамов, и это одна из самых ответственных задач во время соревнований. Пилот заранее связывается с Александром, предупреждая, что будет пит-стоп и какие действия нужно выполнить: «Если что-то сломано, мы начинаем очень быстро думать, что делать. Если проблема незначительная, мы отпускаем автомобиль раньше; решаемо — решаем; нет — закатываем машину в бокс».

Механик: без него как без рук

Механики, которые обслуживают гоночный болид, взаимозаменяемы и умеют делать все. Однако в таком соревновании, как REC, тактика команды четко определяется до начала гонки — на тестах, тренировках и квалификации (утренний заезд, который определяет позицию болида на старте). И потому у каждого своя сфера ответственности.

«Времени мало, на пит-стоп дается три минуты, в которые нужно успеть поменять колеса, померить давление, заправить, сменить пилота и выпустить машину обратно с пит-лейна на трассу», — объясняет спортивно-технический менеджер Антон Николаев. Сейчас Антон контролирует заправку бака. Для этих целей в боксе G-Drive Racing припасено пять бочек высокотехнологичного топлива: 300 литров на одну машину.

Лучшим машинам — лучшее топливо

Участники гонок на выносливость заправлялись высокотехнологичным топливом G-Drive с октановым числом 100, которое позволяет двигателю максимально раскрыть свою мощность. Это не какой-то особенный «гоночный» бензин – точно таким же топливом уже много лет заправляются автолюбители по всей стране. Рядом с бензовозом на территории фестиваля расположилась мобильная лаборатория, которая в автоматизированном режиме следит за сохранностью качества топлива. Снаружи она выглядит как обычный микроавтобус. Но вместо сидений в кабине – высокоточные приборы для анализа проб бензина и дизеля. По словам эксперта по качеству Ирины Григорьевой, на заправках сети «Газпромнефть» такие топливные «ревизоры» появляются не реже раза в месяц и без предупреждения.

Инженер по электронным системам: пункт управления полетами

«Эксплуатация гоночного автомобиля за четыре часа здесь — это то же самое, что эксплуатация обычной городской машины в течение полутора-двух лет. Нагрузки космические», — рассказывает инженер Денис Успенский. В его ведении система сбора данных по машине и анализ ее поведения в прямом эфире. Во время тестов это позволяет выявить и устранить проблемы, во время гонки — предвидеть поломку. На нескольких мониторах отражен ряд важных параметров: например, время прохождения круга и остаток топлива.

Внештатные ситуации Денис делит на две категории: первая – это аварии, вторая — отказ ключевых систем: «Некоторые вещи лечатся быстро, а некоторые не устраняются вообще. На этой гонке, например, Рома пересек старт-финиш на моторе, который закипел. Несколько последних кругов он ехал без системы охлаждения, двигатель перегрелся до температуры 200 градусов. Не скажу, что такое случается часто, но главное — мы доехали!»

Второй пилот: взаимопонимание и помощь

«Каждая гонка — непредсказуемая. Бывало, финишировали на трех колесах или почти совсем без колес, — вспоминает пилот G-Drive Racing Вадим Мещеряков. — Эмоционально это тяжело, физическая нагрузка колоссальная, поэтому после гонки восстановиться помогает хороший ужин, много воды и просто спокойствие».

Формат REC позволяет распределить нагрузку и на четырех пилотов. Но работа Вадима Мещерякова в плотной связке с Романом Русиновым привела команду к потрясающим результатам: большую часть гонки их спортпрототип G-Drive G01 лидировал на треке.

Менеджер команды из Московского Политеха

В G-Drive Racing работают несколько человек, связанных с Московским политехническим университетом. Гоночный инженер Александр, например, учится там на втором курсе; а менеджер команды Ирина Слесарева Политех уже закончила. С прошлого года там функционирует магистерская программа «Гоночный инжиниринг», где наставником стал Роман Русинов.

В команде, которую координирует Ирина, около десяти человек задействованы в обслуживании болида, и для победы важен вклад каждого из них. Подготовка к следующей гонке начинается сразу же, как только закончится предыдущая. Две недели до старта — это период самой активной работы, когда машина разбирается до последнего винтика и собирается заново.

Маршалы и стюарды

Судейство — не самое простое понятие в гонках на выносливость. Попробуем разобраться: оценочные решения в процессе соревнований принимают маршалы, они же судьи. Судейские посты на трассе делятся на две категории: флаговые (флаги предупреждают гонщиков об опасности, о том, что их обгоняют на круг или что дорога впереди скользкая) и трековые (работают только тогда, когда что-то случается — например, требуется эвакуация автомобиля). Есть судейская комната, или рейс-контроль, где действия маршалов координируются.

В сложных ситуациях подключается высшая спортивная власть: стюарды, или спортивные комиссары. Они разбирают конфликты и столкновения и назначают наказания. «Это самая ответственная работа», — считает руководитель гонки REC Александр Сотников.

На страже безопасности

Для проведения соревнований такого масштаба на площадку одновременно выходят работать 170 человек — не считая работников 27 экипажей-участников. Среди них спасатели, медики, пожарные; также частая практика при происшествиях — выезд на трассу «машины безопасности» (safety car), которая на время нейтрализует гонку.

«Несмотря на то, что на первом же круге мы эвакуировали машины, гонка прошла относительно спокойно. Никто не горел, никто не тонул, никому не пришлось оказывать медицинскую помощь — а это самое главное. Поврежденные машины восстановятся, а надежды на победу осуществятся в будущем», — сказал Александр Сотников.

Больше, чем гонки

Помимо марафона на выносливость, посетители Garage Fest могли наблюдать за борьбой сильнейших пилотов на дрифт-площадке, соревнованиями классических автомобилей и гонкой «Формула Студент». Выставка, лекторий, концерты обожаемых музыкантов, возможность поиграть на гоночных симуляторах и поесть вкуснейшего стрит-фуда из кафе G-Drive — у посетителей «Игора Драйв» в эти выходные совсем не было времени скучать. Такие фестивали позволяют познакомиться с автоспортом поближе — и, возможно, полюбить этот азарт и драйв на всю жизнь.

Материал подготовлен
при поддержке

Реклама. ПАО Газпром нефть. ИНН 5504036333. erid:4CQwVszH9pUkKBXHMbJ