Зачем идти на спектакль «Барахло» в театр «Практика»
Молодые артисты целый год изучали обитателей московских барахолок

В «Практике» идет спектакль, который родился из экзамена «наблюдение» в мастерской Марины Брусникиной и Сергея Щедрина в Школе-студии МХАТ. Молодые артисты целый год изучали обитателей столичных барахолок, записывали их реплики и запоминали манеры. Партнером проекта стал сервис «Яндекс 360» — все записи бережно собирали на Яндекс Диске, который фактически стал цифровым хабом воспоминаний. На их основе были написаны проникновенные монологи в жанре вербатима, при этом костюмы и музыкальные номера героев отсылают к эстетике карнавала. Вышло в меру сентиментально и очень весело: зритель почти наверняка выйдет из зала с улыбкой. Рассказываем, зачем еще смотреть новый спектакль самых юных «брусникинцев».

Спектакль-вербатим
«Барахло» сделан в традиции документального театра и собран из монологов реальных людей, образы которых целиком перенимают актеры. В этом смысле он наследует предыдущие работы «Практики» в этом жанре — спектакли «Это тоже я» и «Транссиб». Все они начались с диктофона. Студенты брали интервью, расшифровывали чужую речь, выделяли акценты, отсеивали лишнее, делали со своего героя слепок — вылепляли персонажа, одновременно достоверного и невероятного. Если в спектакле «Это тоже я» «брусникинцы» говорят голосами случайных прохожих, а в «Транссибе» «дают высказаться» пассажирам поезда Москва — Владивосток, то героями «Барахла» становятся продавцы и завсегдатаи блошиных рынков — мест, которые буквально живут воспоминаниями и эмоциями.

Не социальная драма, а карнавал
Вербатим — идеальный жанр, чтобы передать живую устную речь, но рассказать истории обитателей «блошки» можно по-разному. Например, уйти в социальную драму с присущими ей акцентами на острых общественных проблемах и конфликтах. Режиссер Юрий Квятковский выбирает другой путь и показывает мир блошиного рынка скорее как карнавал или сказочное королевство с его ослепительным хламом и волнующе нереальными судьбами. Зритель здесь — счастливый наблюдатель, которому удалось заглянуть за кулисы, совершить вылазку в этот густой и красочный параллельный мир.

Калейдоскоп судеб
На первом прилавке — фарфоровые свистульки, хрустальные салатники, деревянные матрешки, на втором — баночки тонального крема, карандаши для губ, «шанелевский» парфюм, на третьем — подержанные мобильные телефоны и самовары. «Барахло» — это спектакль-альманах, включающий два десятка историй: смешных, грустных, почти всегда удивительных. Старик, который поет «итальянцев» и, по его собственным словам, запросто даст фору Баскову; бывшая танцовщица, которая играла на одной сцене с Петром Мамоновым, но попала в аварию; мужчина, одержимый памятью о единственной девушке, которую любил, пусть даже та «была гулящей» и из-за нее покончил с собой его родной брат; возлюбленная цыганского барона, которая не пользуется косметикой, потому что мужчины прохода не дают; другая женщина, что пришла зимой в нарядных золотых босоножках, надетых на толстые вязаные носки; и еще одна — лишившаяся ног, передвигающаяся на дощечке, но тоже сердцеедка. У каждого героя, виртуозно, с большим состраданием воссозданного на сцене юными «брусникинцами», — своя неповторимая судьба, но особенно хороши женщины. Покоряет их уверенность в собственной неотразимости и оголтелый оптимизм, слепая вера в чудесное. Каждый монолог, пусть в его сердцевине и спрятана личная драма, звучит чуть ли не душеспасительно и работает лучше любых «женских марафонов».

Музыкальные номера
Какая «блошка» без музыки? Чтобы зритель передохнул, между основными сценами втиснуты пародийные музыкальные интермедии. На сцене оказываются то Валерий Леонтьев и Шура, то Григорий Лепс и Ирина Аллегрова, то Instasamka. Выбранные композиции дополняют монологи, становятся их прямым продолжением, как если бы у каждого жителя барахолки была своя заглавная песня, жизненный саундтрек. Тем более что зачастую в артистов, сбросив потертые куртки, перевоплощаются сами барахольщики. Это и смешно, и грустно. Когда-то эти люди мечтали о красивой и нарядной жизни, а теперь вынуждены торговать дешевыми колготками и паленой косметикой. «Bang bang, I hit the ground, bang bang, that awful sound», — выйдя из-за прилавка, поет трогательная Розочка в образе Нэнси Синатры.

Больше чем спектакль
Чтобы создать достоверный спектакль, нужно было собрать и творчески переработать огромное количество материалов: видео- и аудиозаписи разговоров, портреты героев, записи уличных шумов, фотографии случайных рыночных находок. Все это собирали в общий архив с доступом для каждого участника проекта. Облачное хранилище Яндекс Диска стало вместилищем воспоминаний и кладезем идей. Все хранится надежно и аккуратно разложено «по полочкам»: пользоваться сервисом — все равно что залезать в коробку с сокровищами и с первого раза вытаскивать нужный предмет. В ходе работы над спектаклем на Яндекс Диск также складывали эскизы декораций, наброски сцен, записи интервью актеров о том, чем для них стала работа над спектаклем. Их транслируют в фойе «Практики» перед спектаклем, а Диск помог сохранить важные моменты и поделиться ими, превращая цифровое пространство в хранилище жизненных историй и впечатлений.

Новые имена, которые стоит запомнить
В актерском составе спектакля «Барахло» — совсем юные ребята, которые тем не менее сумели не только понять своих героев, но и искренне их полюбить. В этом чувствуется не только огромное человеколюбие, но и серьезный актерский потенциал: попробуй разгадай в свои девятнадцать, чем живет человек в два, а то и в три раза старше, и сыграй это достоверно! Кажется, после такой школы им все по плечу, и нам остается только гадать, где мы их скоро увидим. А пока стоит запомнить эти имена: Денис Авербух, Мария Василькова, Каролина Голимбиевская, Арсений Гусев, Полина Днепровская, Вера Ефремова, Алиса Забродина, Иван Зуборенко, Александр Иванов, Всеволод Корников, Даниил Кузнецов, Светлана Николаева, Елизавета Ошлыкова, Ольга Петрова, Мария Пореченкова, Алиса Стыценко, Алексей Устюгов, Камилла Хаева, Максим Худяков, Иван Семенов.
«Барахло» (18+)
театр «Практика»
Основная сцена
Адрес
Большой Козихинский пер., 30
Продолжительность
2 часа 30 минут с антрактом
Ближайшие спектакли
13 ноября, чт., 19:00
14 ноября, пт., 19:00
11 декабря, чт., 19:00
12 декабря, пт., 19:00
23 января, пт., 19:00
24 января, сб., 19:00
Реклама. Рекламодатель
ООО «ЯНДЕКС». ИНН 7736207543. 30.10.2025.