Театр «Практика» появился на столичной карте 18 лет назад и с тех пор прочно ассоциируется с местом творческой свободы и эксперимента. Осенью он отпраздновал свое «совершеннолетие» и открыл сезон в обновленном пространстве, ставшем резиденцией «Мастерской Брусникина» и других объединений. «Большой Город» поговорил с командой «Практики» о том, как делать востребованный и модный театр в подвале жилого дома, успешно провести в нем ремонт и не поссориться с соседями.

Текст: Анна Юсина, Ирина Ганзера

 

Адрес

Большой Козихинский пер, 30

Год создания

2005

Особенности

резидентская площадка без труппы

Резиденты театра

«Мастерская Брусникина»

«Театр вкуса»

«Эскизы в пространстве»

Jack’s Garret

Подробнее

 

 

В 2005 году «Практика», основанная Эдуардом Бояковым, быстро стала местом притяжения людей, уставших от академичности в искусстве. В театре, как на полноценной культурной площадке, в течение всего дня работало кафе и устраивали творческие встречи, а вечером показывали спектакли. В «Практике» никогда не было собственной труппы, зато регулярно звучали самые свежие тексты — от актуальной современной поэзии в исполнении авторов до новой драматургии, перенесенной на сцену.

В разные годы «Практику» возглавляли Иван Вырыпаев, Юрий Милютин и Дмитрий Брусникин, а с октября 2018 года художественным руководителем стала Марина Брусникина. Сейчас театр ориентируется на молодежь, на открытие новых имен, современное искусство. На площадке сочетаются театр, современный танец, новая академическая и фольклорная музыка, искусство и мультимедиа, происходит поиск новых форм и идей. Ежегодно «Практика» выпускает по десятку премьер.

 

 

Театр и его зрители

   

Марина Брусникина

художественный руководитель театра

   

 «Практика» задумывалась как экспериментальная площадка, место звучания современного текста. За 18 лет ей удалось собрать вокруг себя зрителей, которые уходят из больших залов ради камерного, интимного пространства, где артисты находятся близко с публикой, говорят на современном языке на темы, которые звучат на улице. Наш театр привлекает не звездами, а идеями, поиском новых текстов и жанров. 

В «Практике» нет актерской труппы, но есть резиденты. Сегодня это «Мастерская Брусникина», «Театра вкуса», «Эскизы в пространстве» и Jack’s Garret. У каждого из них своя публика — и в пространстве нашего театра эти непохожие зрительские группы пересекаются и взаимопроникают, образуя подпитывающую среду друг для друга. 

Мы ждем публику от 20 до 50 лет, интересующуюся новыми формами и новыми именами. Отдельно работаем с совсем молодым зрителем: в «Практике» идут несколько семейных спектаклей — «Хорошо, что я такой» и «Простодурсен» «Мастерской Брусникина», проекты «Театра вкуса». На них можно прийти вместе с ребенком и окунуться в детство, вспомнить себя в нежном возрасте. Нам очень важно создавать в стенах театра пространство для вдумчивого семейного общения. 

Молодежь приходит на более экспериментальные работы, среди которых популярны проекты «Мастерской Брусникина» «Чапаев и Пустота» по роману Виктора Пелевина, «Человек из Подольска Сережа очень тупой» по двум пьесам Дмитрия Данилова, пластическая работа «Наедине с собой» коллектива Jack’s Garret и вербатим «Транссиб», собранный артистами в разговорах с попутчиками за время двухнедельной поездки по Транссибирской магистрали. Есть и спектакли, любимые зрителями всех возрастов: «Бабушки», «Поле», «Кровоизлияние в МОСХ», авторский проект Дины Корзун «Как я пришла в сознание» и другие.

 

 

   

Анастасия Сивцова

заведующая репертуарной частью

   

 «Практика» — пример успешного существования театра, работающего без актерской труппы. Это выделяет нас среди театральной Москвы. Есть постоянные резиденты, регулярно выпускающие спектакли, но театр открыт для новых предложений — все творческие заявки художественный руководитель внимательно отсматривает и отбирает из них наиболее интересные проекты. Также мы самостоятельно выпускаем спектакли, привлекая режиссеров, творческие команды и артистов, в которых заинтересованы, обеспечиваем площадку для репетиций, создаем оформление сцены. Такие проекты считаются спектаклями-резидентами, права на них целиком принадлежат театру. Эта сложная система позволяет формировать стабильный репертуар. 

Основной резидент театра — «Мастерская Брусникина», с ней мы работаем в нескольких форматах. Часть спектаклей «Практика» и «Мастерская...» выпускают совместно — это недавние премьеры «Простодурсен» Михаила Плутахина, «Когти в печень (никто не вечен)» Сергея Карабаня и «Хорошо, что я такой» Андрея Гордина, а также Lorem Ipsum кураторов Дмитрия Волкострелова и Ксении Перетрухиной. Некоторые проекты театр создал с привлечением артистов «Мастерской...» — это «Чапаев и Пустота» Максима Диденко, «В кольцах» и «Человек из Подольска Сережа очень тупой» Марины Брусникиной. Есть и третья категория — собственные спектакли брусникинцев, которые идут на наших площадках: «Транссиб» Дмитрия Брусникина и Сергея Щедрина, «Дыры» Алексея Мартынова, «Наташина мечта» Марины Брусникиной и другие.

Еще один многолетний резидент «Практики» — «Театр вкуса», ориентированный на семейную аудиторию. Мы работаем вместе с 2018 года, за это время в наш репертуар вошло четыре авторских проекта Юрия Макеева: «Семейная пекарня», «Мечтатель, или Почему я?», «Рождественская история» и «Деревенские истории, известные и не очень».

С 2022 года резидентом «Практики» стала команда уличного и экспериментального танца Jack’s Garret. Они пришли с готовым замыслом, который доработали до полноценной премьеры. Так в театре появился новый формат — экспериментальный хореографический спектакль. 

Спектакли-резиденты — это наши хиты: «Бабушки» и «Петр и Феврония Муромские» Светланы Земляковой, «Золушка» Марфы Горвиц, «Поле» Марины Брусникиной и продюсерского центра «Маруся Продакшн». Недавно театр пополнил число таких проектов мокьюментари-драмой Игоря Теплова «Остановка» и музыкальным доком Юрия Печенежского «Кровоизлияние в МОСХ».

 

 

Театр в подвале жилого дома

   

Елена Кузьмакова

директор театра

   

 Для меня театр «Практика» — это парадоксальный симбиоз айсберга и кипучей горной реки. Камерность создает впечатление маленького театра, публике видна только верхушка. Однако общая численность творческих команд и штата театра — более 300 человек, не считая резидентов и других команд, которые выпускают премьеры, готовят спецпроекты, выступают на городских мероприятиях и в партнерских программах. Мы всегда работаем в сверхинтенсивном режиме, более того, наш театр один из немногих не закрывается летом на перерыв. 

Мы шутим, что «Практика» — театр экспериментальный во всем. В рамках действующего законодательства, разумеется. А экспериментальные проекты и коллаборации зачастую требуют от всех подразделений применять творческий подход в организации, находить компромиссы и взаимовыгодные условия с резидентами. Мы все время придумываем и осваиваем что-то: будь то пространство, процессы, события или сотрудничество.

Когда в 2021 году я пришла работать в «Практику», было очевидно, что площадке необходим капитальный ремонт. Нужно было модернизировать и заменить инженерные системы, часть из которых не функционировала, а другая была с высоким процентом физического износа. Требовалось оснастить театр новым технологическим оборудованием и обновить служебные помещения, находившиеся в крайне неудовлетворительном состоянии. Проект капитального ремонта разработали и согласовали еще до моего вступления в должность директора.

Кроме того, мы с художественным руководителем Мариной Брусникиной были убеждены, что зрительская общедоступная часть театра требует визуального обновления. Поэтому параллельно с ремонтом привлекли архитектурное бюро MAST для разработки нового дизайн-проекта основной площадки и служебных зон — обстановка и ее эстетика важны для каждого сотрудника.

Ремонт оказался одним из самых продолжительных и сложных, но интересных проектов. Нравится, что в театре стало больше света и ощущения воздуха, работает контраст светлых зрительских и служебных зон с черными залами, появилось современное театральное оборудование и удобные стулья.

А еще «Практика» — театр, расположенный в жилом доме, поэтому мы во всем руководствуемся принципами добрососедства. Конечно, спорные ситуации чаще всего возникают из-за повышенного уровня шума. Все обращения мы рассматриваем вместе с управляющей компанией дома, а во время ремонта неоднократно корректировали графики работ: например, для подключения новых радиаторов ждали окончания отопительного сезона. То же и с водоснабжением, с запахом краски или лака во время отделочных работ. Сейчас перед нами новая задача: звукоизоляция в проекте капремонта оказалась предусмотрена не везде, где требуется. Теперь мы разрабатываем сметную документацию на звукоизоляцию в зоне актерского фойе.

 

 

Во время ремонта мы оптимизировали некоторые пространственные решения. Например, расширили зону актерского фойе с отреставрированной старой кирпичной кладкой, разместили в ней небольшой амфитеатр и два дополнительных гримерных места с большими зеркалами — актерский состав некоторых спектаклей довольно большой, а гримерные очень компактные. Обновленное актерское фойе — моя маленькая гордость, потому что хотелось создать артистам уютное и стильное пространство. Но вопрос, как всех разместить, чтобы было комфортно, остается актуальным и сейчас. Это многолетняя драма «Практики». 

Самое заметное обновление — режиссерские пульты и технологическое телевидение. В актерском фойе, кабинетах руководителей и режиссерском управлении появились экраны с трансляцией происходящего на сценах, в зрительных залах и зрительском фойе. По всему театру провели радиотрансляцию. До ремонта этой системы в театре не было, а она существенно улучшает качество работы команды.

Еще мы закупили профессиональное оборудование для освещения, в основном зале появился эффектный дежурный свет. Теперь стало много света в интерьере зрительских зон, подсвечены ступени центральной лестницы, появилось светящееся панно на стене при входе. Сводчатые потолки в фойе подчеркнули зеркальными пластинами с направленным на своды светом. Источники света не видны, и это создает эффект легкости и парения, визуально не отягощает наши низкие потолки.

 

 

Техническое обновление

   

Константин Рожков

технический директор театра

   

 Раньше технические службы театра были вынуждены выпускать и прокатывать спектакли на оборудовании, которое во многом устарело. Поэтому во время ремонта мы уделяли большое внимание техническому переоборудованию сцен. Полностью заменили световую аппаратуру, закупили устройства у лучших мировых производителей MA Lighting, Claypaky, ETC и NA. Благодаря переходу на светодиодные источники света снизили нагрузку на электрощитовую, следовательно, в разы сократились затраты на электроснабжение.

Мы обновили видеооборудование. Поскольку в театре оба зала камерные, нам требовались видеопроекторы небольших размеров и умеренной громкости, но с яркими источниками света. Теперь театр может транслировать разнообразный видеоконтент почти на любые сценические поверхности.

Звуковое оснащение закупили у лучших производителей: Allen & Heath, L-Acoustics, Sennheiser, DPA. Мы настроили в зрительных залах систему объемного звучания, чтобы зритель мог полностью погрузиться в атмосферу спектакля. Теперь все спектакли зазвучали по-новому.

После ремонта добавили в оба зала пульты помощника режиссера для координации работы артистов и технических служб на репетициях и спектаклях. Они позволяют давать точные команды постановочной части для перемены световых, звуковых и видеопереходов, оповещать артистов о выходе на сцену, а сотрудников монтировочного цеха — о необходимости смены декораций. Кроме того, на обеих сценах была проведена система аудиотрансляции — раздельная для технической и зрительской зон. Теперь все сотрудники могут беспрепятственно слышать и видеть, что в данный момент происходит на сцене.

 

 

   

Владислав Гайдук

сооснователь архитектурного бюро MAST

   

 Дизайн обновленного интерьера для «Практики» разработало архитектурное бюро MAST. Пространство для эксперимента — всегда некая лаборатория. Поэтому в качестве основных цветов мы выбрали нейтральные — белый, серый, черный и металлик. Лаконичный и светлый интерьер подобен белому листу, он призывает творить, экспериментировать, погружает зрителя в мир искусства. Специально не усложняли дизайн, чтобы оставить место для размышлений, творчества и диалога. 

Мы придумали уникальную дверь из дерева, на котором выгравирован повторяющийся логотип театра — так функциональный элемент интерьера стал выполнять еще и функцию фотозоны. А благодаря использованию светлых оттенков в отделке стен и продуманному освещению потолка низкие пространства визуально стали казаться выше и просторнее.

 

 

Премьеры сезона и хиты театра 

   

«Кровоизлияние в МОСХ»

Музыкальный док Юрия Печенежского по документальной пьесе Алексея Житковского. В нем причудливо объединены разгром Хрущевым выставки авангардистов с празднованием новогоднего «Голубого огонька», отмечающего крупнейшие достижения года. Спектакль о вечном столкновении нового и старого в искусстве. 

«Когти в печень (никто не вечен)»

Комедийный комикс-фантасмагория «Мастерской Брусникина». В 13-м интернате происходят странные события: во всем здании гаснет свет, а руководство и педагоги оказываются запертыми в кабинете директора. Под подозрением трое воспитанников, но что происходит на самом деле? 

«Человек из Подольска Сережа очень тупой»

Психологическая инсталляция парадоксальной истории по пьесам Дмитрия Данилова. Две части спектакля идут параллельно на разных сценах театра: при входе гости случайным образом распределяются по залам, а после меняются местами. Так пьесы вступают в причудливый диалог и образуют странную, но до боли узнаваемую картину современного мира. 

«Чапаев и Пустота»

Легендарный спектакль «Мастерской Брусникина» по роману одного из классиков современной отечественной литературы. Свободное путешествие по миру пелевинского романа под аккомпанемент Ивана Кушнира в пространстве, созданном Галиной Солодовниковой.

 

Фотографии: обложка, 1, 2, 4, 5 - Яна Овчинникова/«Театрал», 3 - Яна Овчинникова/«Практика»