Три года назад Московский еврейский театр «Шалом» вернулся на культурную карту Москвы и России в целом. В театре произошла перезагрузка: художественным руководителем театра был назначен Олег Липовецкий, директором — Андрей Соколов, вместе с новой менеджерской командой театр после затянувшегося кризиса вернул себе зрителей. И за три сезона в помещении бывшего кинотеатра «Луч» на Варшавском шоссе новый «Шалом» стал одним из самых быстро развивающихся театров Москвы. Возросшая посещаемость и полное обновление репертуара за три года поставили театр перед вопросом о расширении пространства. «Шалом» остро нуждался в увеличении площадки и приближении к центру города.
В июне 2024 года по решению департамента культуры Москвы «Шалом» получил здание на Новослободской, 23, рядом с выходом со станции метро «Менделеевская». Теперь здесь будет новое, большое пространство театра. Рассказываем, как нетривиально устроено здание и как теперь организованы его интерьеры.
История «Шалома»
Театр «Шалом» называет себя «еврейским театром для всех национальностей» и строит новую художественную политику. Репертуар театра формируется не по формальному признаку принадлежности к еврейству, а по сути и духу. «Шалом» говорит о толерантности, соседстве, близости и антифашизме. О том, как оставаться собой даже в самые трудные времена. А еще это единственный профессиональный еврейский театр в стране.
Его труппа — наследница легендарного Государственного еврейского театра — ГОСЕТа, который зародился в Москве после революции и стал провозвестником авангарда благодаря тому, что спектакли для этого театра создавали ведущие режиссеры и актеры, художники эпохи 20–40-х. В разные годы театр возглавляли Алексей Грановский, Соломон Михоэлс, Вениамин Зускин, спектакли оформляли Марк Шагал, Натан Альтман, Роберт Фальк, Александр Тышлер и другие художники, вошедшие в историю искусства.
В 30-е годы театр работал на взлете, определяя культурную жизнь Москвы. Но в рамках «борьбы с космополитизмом» в 1949-м его закрыли, запретив зрителям его посещать. Перед тем как дело ГОСЕТа продолжил Московский еврейский драматический ансамбль (МЕДА), прошло более десяти лет. Ансамбль передал свои традиции уже «Шалому» — так театр стал называться в 80-е.

История здания
Здание на Новослободской улице было построено по концепции театрального режиссера Валерия Фокина, который организовал в Москве Центр имени Мейерхольда (ЦИМ) — исследовательский центр и театр, ориентированный на новаторские постановки. ЦИМ был создан в начале 90-х, но будущее здание для него строилось более десяти лет. По строительному проекту застройщик получал часть площадей возведенного дома, а оставшуюся часть должен был занять как раз культурный центр. Сменив несколько инвесторов, проект в начале 2000-х все-таки был построен на земле, выделенной мэрией Москвы. И ЦИМ в этом здании успешно проработал впоследствии более 20 лет (с 2001 по 2022 год), войдя в историю российского театра как главная экспериментальная институция Москвы. В 2022-м ЦИМ был расформирован.
Еще два сезона в здании квартировал театр «Школа драматического искусства». К 2024 году оно по большому счету уже не было творчески наполнено, здесь не было постоянной труппы. И когда «Шалому» потребовалось новая площадка, среди других предложенных вариантов сцен Новослободская стала оптимальным решением.

Ремонт и новая жизнь
В здании на Новослободской, которое насчитывает шесть этажей, «Шалом» обновил все зрительские зоны: зрительные залы, фойе, кафе, туалетные комнаты. Везде сделали косметический ремонт, переложили полы, в интерьерах продолжили дизайнерскую линию, уже ставшую брендом театра на Варшавке: строгость и черно-белый минимализм. На этажах разместили подробную навигацию.

В ходе ремонта обновили все технические, инженерные, пожарные коммуникации. Переоборудовали Большой и Малый залы. В первом заменили театральные кресла, а во втором полностью обновили зрительское пространство, везде установили новейшее, только вышедшее на мировой рынок звуковое и световое оборудование. Всего отремонтировали более 2,4 тысячи квадратных метров, а вместимость двух залов в общей сложности составит почти 400 зрителей: Большой зал — 280 мест, Малый — 99.

В здании на четвертом этаже вновь открыли Зеленое кафе, которое получило новые возможности: портативная стена-занавес, которая выдвигается и задвигается, и мобильные подмостки позволят проводить здесь мероприятия в камерной обстановке. При этом в кафе осталась прежняя, полюбившаяся москвичам обстановка с атмосферными театральными афишами и венскими стульями.


«Шалом» вдыхает новую жизнь
Новое здание — это башня, в которой главный зрительный зал (Большая сцена) находится на шестом этаже. Лифтов всего два, и перед новой командой стояла задача — мотивировать гостей выбрать лестницу, а не лифт. Так родилась идея превратить долгий подъем в путешествие по истории еврейского театра от XVI века до наших дней. В его создании помогали главный куратор Еврейского музея Мария Гадас, художник Наталья Шендрик и Театральный музей имени Бахрушина.

Выставка начинается сразу от входной группы театра, где расположен гардероб, и продолжается до последнего этажа. В экспозиции представлены копии архивных материалов ГОСЕТа — афиш, эскизов декораций и костюмов, фотографий спектаклей, макетов, а также инсталляции по мотивам легендарных спектаклей еврейского театра. Это необычная выставка, в которой создана среда эмоций и впечатлений, тут можно найти как настоящие театральные объекты, например сценографические макеты, так и фантазии уже современного художника на тему стиля, образов, красок и характера еврейского театра в России.

Выставка расположилась как на лестничных пролетах, где задействованы и стены, и порой потолок, так и на этажах. На втором этаже — историческая экспозиция, где зрители познакомятся с духом еврейского местечка, увидят макет здания театра на Малой Бронной улице, в котором ГОСЕТ провел эпоху своего расцвета, объемную инсталляцию по мотивам панно «Введение в еврейский театр» (подлинник Марка Шагала хранится в Третьяковской галерее).

В фойе Малого зала можно найти еще одну «машину времени» — в экране-зеркале появляются кадры с Соломоном Михоэлсом, который накладывает грим и надевает парик перед выходом на сцену в самой знаменитой своей роли — короля Лира. Так можно дойти до последнего этажа, где висят современные афиши «Шалома». В фойе Большого зала на пятом этаже находится сувенирная лавка театра с новым фирменным мерчем и пресс-воллом для фотографий, на котором изображены соприкасающиеся руки Бога и Адама с фрески Микеланджело.
Лестница отчетливо напоминает свиток — узнаваемый символ еврейской культуры. Свиток — это и образ времени, и образ книги. Эту философскую концепцию команда закладывает в выставку.

Репертуар и планы
В афише «Шалома» сегодня спектакли, успевшие завоевать любовь зрителей. Среди них драмеди «Моня Цацкес — знаменосец» по книге Эфраима Севелы, «Полная иллюминация» Галины Зальцман по книге Джонатана Сафрана Фоера о поиске своих корней. Романтическая драма «Тахир и Зухра» Мурата Абулкатинова, социальная трагедия «Исход» Петра Шерешевского и трогательный детский спектакль о сотворении мира «В начале было...» Дамира Салимзянова, «Люблинский штукарь» Яны Туминой в жанре магического реализма. Есть и документально-исторические спектакли — о сопротивлении евреев во время холокоста («Красная книга») и об истории еврейского театра в России («Шалом 48–23»). Спектакль в жанре сторителлинга — безусловный хит — моноспектакль Олега Липовецкого «Жирная Люба».

В текущем сезоне театр уже представил несколько премьер: пластический эксперимент «Песнь любви. Песнь скорби» по библейским текстам, искрометную комедию-мистический триллер «Боже мой!» по одноименной пьесе израильского драматурга Анат Гов, метафорическую и визионерскую притчу по турецкой пьесе «Лавина». Благодаря расширению труппы репертуар «Шалома» пополнился дипломным спектаклем Школы-студии МХАТ «Добрый властитель быков». Недавние премьеры — спектакль «Голиаф» Саши Золотовицкого о буднях библейского великана и театральная рефлексия об «Обычной человеческой истории» Ярослава Жевнерова.
В июне этого года зрители увидят сценическую версию Олега Липовецкого «Лисистраты» Аристофана о временах Пелопоннесской войны. Спектакль станет первой премьерой в здании на Новослободской. Следующий сезон откроется постановкой Петра Шерешевского «Натан Мудрый» по драме Лессинга. Далее запланирован спектакль по роману братьев Вайнер «Петля и камень в зеленой траве».
В планах театра — постепенно перенести на Новослободскую большую часть репертуара со сцены на Варшавке. На Варшавке, напротив, останется около 30 % репертуара, а остальное время театр предоставит резидентам. Резиденты на Новослободской уже известны — это петербургский «Театральный проект 27» и московский «Сатирикон».
А первым событием этой весны в Зеленом кафе стало празднование еврейского праздника Пурим.
Фотографии: «Шалом»