В конце мая на площадке Арт-платформы в «Новом Манеже» состоялась премьера моноспектакля «Плотник» — первого проекта юбилейного года «Мастерской Брусникина», отметившей в апреле свое десятилетие. В основе спектакля — пьеса драматурга Лидии Головановой, в 2021 году вошедшая в шорт-лист фестиваля «Любимовка». Авторы постановки — режиссер Алексей Мартынов и хореограф Александр Шуйский. Главную роль исполнила актриса Анжелика Катышева, на протяжении почти полутора часов в одиночку удерживающая внимание зрителей. Следующий премьерный показ состоится 19 июня.

Для драматурга Лидии Головановой «Плотник», по ее признанию, — очень личный и честный текст: «Он во многом буквально иллюстрирует мой путь, это мой шалаш, маленький город и мое тело. Это действия, которые сработали для меня и уже потом стали текстом. Иногда мне жалко, что я не могу пройти это путешествие заново и в том же качестве, но меня греет, что эта „инструкция по ремонту“ помогает и обрастает собственными историями и смыслами».

Автор: Кристина Сарханянц 

Фотограф: Мария Частухина

Алексей Мартынов и Александр Шуйский

 

«Плотник» — это поэтичный спектакль-размышление о том, как в условиях неопределенности смысл и спокойствие можно обрести через, казалось бы, совсем простые действия. Бытовая, на первый взгляд, история девушки, которая собственными руками разбирает и ремонтирует деревянный шалаш, построенный когда-то ее дедом, становится для нее поводом к глубокой рефлексии, вскрывающей темы поиска корней, обретения идентичности и, наконец, смысла жизни. Возведение шалаша для героини — спусковой крючок для самоанализа и размышлений о себе и своей семье.

 

 

«В этом спектакле я исследую, как через работу руками — пусть неуклюжую, пусть впервые — человек может заново выстроить связь с собой, — рассказывает режиссер „Плотника“ Алексей Мартынов. — Потому что, когда почва уходит из-под ног, физический труд становится тем, что возвращает ощущение устойчивости и реальности. Нас поддержала галерея, работающая с художниками, которые воссоздают архаику в новом пластическом языке, и, мне кажется, в этом неожиданном пересечении — нашей работы над спектаклем и их работы с материалом — вдруг проступает общее: стремление нащупать связь времен, сохранить форму, переплавляя ее в смысл».

 

 

Символическую связь с темой времени и памяти в спектакле усиливают арт-объекты художника Георгия Коршии из петербургской галереи «Палаты», которые встречали зрителей в фойе Арт-платформы. Как и героиня «Плотника», Коршия возвращает к жизни предметы из старой древесины и наполняет их новыми контекстами: мыслями о корнях и преемственности. «Соприкосновение с природой, тактильность, живое взаимодействие с предметом, раскрытие формы, спрятанной в старом дереве, и возможность дать вторую жизнь тому, что могло быть не замечено, — это то, что затянуло меня в мир работы с деревом», — делится художник.

Своеобразной рифмой к арт-объектам Коршии и его философии и подходу к работе с деревом стали выразительные декорации «Плотника», придуманные творческим дуэтом художников Сергея Рябова и Веры Ахмеджановой.

 

 

По словам Рябова, для него этот спектакль — рассказ о том, как, перестраивая старый шалаш, героиня буквально созидает и свое новое внутреннее пространство: «В простых, почти аскетичных декорациях каждая линия становится границей между привычным и неизведанным. Постепенно, уходя от компактности к размаху, от вертикалей к раскрытой плоскости, сценография отбрасывает все лишнее, чтобы дать место метафизике. В этом преображении знакомый каждому дачный шалаш становится порталом, где бытовое растворяется в настоящем чуде внутренней трансформации».

По жанру «Плотник» представляет собой физический театр на стыке драмы и танца: слова и движения в нем сливаются в одно и становятся важными и дополняющими друг друга элементами повествования. Ритмичный, ясный и точный текст, пластика Анжелики Катышевой, музыкальное сопровождение композитора Димы Аникина и световое решение художника по свету Алексея Роганова виртуозно собираются в общий медитативный поток.

«Для меня работа над этим спектаклем — в первую очередь, наша с Лешей [Мартыновым] очередная попытка найти точки соприкосновения между танцевальным и драматическим театром, — рассказывает хореограф-постановщик спектакля Александр Шуйский. — Через этот поиск мы стремимся выстроить общий язык, в котором оба жанра могут переплетаться и становиться равноправными партнерами».

 

 

При этом Шуйский утверждает, что говорит здесь не о каком-то радикальном новаторстве, а скорее, о собственном способе разговора со зрителем. И именно эта пьеса, где с такой точностью описан простой физический человеческий труд, так сильно влияющий на внутренний мир героя, кажется ему очень подходящей для такого разговора.

«Физическая работа меня расслабляет. Даже если это сложно, зато это честно, — рассуждает о „Плотнике“ актриса и исполнительница главной роли Анжелика Катышева. — Ты можешь дать себе возможность почувствовать себя то слабым, то сильным и признать, что это и есть часть жизни. Через это саморазрешение „тебя начинают интересовать некоторые вещи, которые раньше не интересовали“. Только почувствовав напряжение, ты можешь понять истинную ценность расслабления, и наоборот. Для меня это важно. Но все важное становится неважным, а неважное — важным. И, осознавая это, мне становится хорошо».

«Этот спектакль — о незримой великой связи прошлого и настоящего, — добавляет художник по свету Алексей Роганов. — О собственной жизни, нашей памяти. О том, что путь к познанию себя лежит через познание своих мыслей, а труд — один из важнейших проводников в этом». 

В «Плотнике» зрителям предстоит вслед за героиней пройти все фазы очищения и последующего катарсиса. Дополнительным «проводником»-помощником тут становится музыка композитора Димы Аникина (автора музыки к спектаклю «Мастерской» Shoot/Get Tresure/Repeat).

 

 

«Приглядевшись, обнаружил для себя много общего с главной героиней пьесы, — говорит Аникин. — У меня создалось впечатление, что, несмотря на усердные действия, она, как и я, руководствуется принципами [древнекитайской философии] у-вэй. Перестраивая шалаш, она не преследует никаких конкретных целей, но всецело погружена в процесс. Постоянно созерцает природу и прислушивается к интуиции». 

Обращение к природе, ее ритмам и мотивам подхватывают и видеопроекции, ставшие частью декораций «Плотника»: «В работе над видео к спектаклю мне хотелось выразить связь между пластикой человека, пульсацией природных мотивов и ритмичной геометрией строительства, — рассказывает художница Вера Ахмеджанова. — Это абстрактные текстуры, из которых, как из тумана, периодически проступают конкретные узнаваемые силуэты и образы».

«Плотник» — не первая попытка Алексея Мартынова исследовать симбиоз пластического языка и драматургии. В тандеме с Лидией Головановой он уже выпускал спектакль «Дыры». Но нынешняя работа будто стала для режиссера новой планкой.

 

 

«Целый год мы наблюдали за тем, как „Плотник“ проходит через лабораторный процесс: от эскиза на питчинге „Мастерской“ летом 2024 года через серию фестивальных экспериментов, где команда продолжала работу с текстом, движением и музыкой, мы приблизились к премьере, — описывает непростой путь постановки директор „Мастерской Брусникина“ Мария Синицына. — И, заглядывая в будущее, мне интересно, как будет изменяться динамическая форма, найденная Алексеем Мартыновым для пространства Арт-платформы в „Новом Манеже“, в гастрольных и фестивальных проектах».

С ней согласна Юлия Лобойко, директор галереи «Палаты», ставшей стратегическим партнером проекта: «Искусство сегодня живет в переплетении форм, и когда дизайн встречается с театром, пересекаются грани и преображается восприятие. В спектакле „Плотник“ синергия этих сфер открывает новые горизонты. В этом союзе рождается не просто зрелище, а подлинное переживание, способное вдохновлять и менять мир вокруг нас».

 

Фотографии: «Мастерская Брусникина», Мария Частухина