«Доброе утро, Кузбасс! Сегодня преимущественно без осадков, местами поземок, изморозь, на дорогах гололедица», — убаюкивающий голос шуршит из задних колонок микроавтобуса. Ехать неудобно и хочется спать — пытаешься хоть как-то примоститься на маленьком сиденье, но не помещаются то ноги, то голова. Вот вроде прислонил голову к стеклу, но и оно предательски начинает дрожать — начались серпантины на подъезде к Казу. Ведущая радио «Кузбасс ФМ» перестает говорить о погоде, и вслед за ней слышатся плавные гитарные раскаты Дэвида Гилмора — диджей главного радио Кемеровской области включил Pink Floyd. Уже совсем скоро мы окажемся в Шерегеше — главном горнолыжном курорте России.

В отличие от Красной поляны цены здесь намного демократичнее, а снег выпадает еще в ноябре и держится до июня (в апреле можно и вовсе застать пухляк). Редактор «Большого Города» Паша Яблонский побывал на сибирских горнолыжных склонах и рассказывает, чего стоит ждать от такого путешествия.

Где находится

На часах восемь утра, но на самом деле четыре часа ночи — разница с Москвой дает о себе знать. Шерегеш находится на Кузбассе — или же в Кемеровской области (это равноценные названия). Кузбасс — промышленный регион в Западной Сибири. Здесь добывают уголь, золото, серебро и железную руду. Большинство городов и поселков построено вокруг металлургических предприятий; здесь также много колоний — как действующих, так и заброшенных. Как мрачно пела новокузнецкая группа Shortparis: «Мать лежит на полу, кони лижут руду, дети славят страну».

В общем, маловероятно, что вы просто так купите турпутевку в Кемеровскую область. Собачий холод, темнота и суровые промышленные пейзажи — примерно с таким рядом ассоциаций я собирался на Кузбасс. Пробыв там около недели, я понял, что это не совсем так.


Как добираться

Удобнее всего вылетать из Москвы в 21-22 вечера — так вы окажетесь под утро в Кемерово или Новокузнецке. Дорога в Шерегеш из Кемерово занимает около семи часов, из Новокузнецка — четыре. Добираться можно на такси, автобусе или Blablacar. Найти транспорт лучше еще до прилета, но, разумеется, и в аэропорту вы не пропадете.


Инфраструктура

Высота самой большой горы в Шерегеше еле-еле дотягивает до полутора километров (Мустаг — 1570 метров), а вокруг почти нет других горных массивов. Казалось бы, зачем сюда лететь? Отвечаем: здесь очень много снега, и выпадать он начинает еще осенью. Поэтому горнолыжный сезон в Шерегеше открывается в ноябре — намного раньше, чем в Красной Поляне, да и в большинстве альпийских курортов — а закрывается в начале мая.

Первые подъемники в Шерегеше построили в 1981 году — к проведению Спартакиады, но курорт никогда особо не славился мощной инфраструктурой. Подъемники ходили медленно, мест на них было немного. Apres-ski — то есть любые развлечения после дня катания, который обычно заканчивается с закрытием подъемников в пять часов вечера — тоже были не развиты. Многие жили не на самом курорте, а в поселке — и каждое утро брали такси до подъемников. В Шерегеш не приезжали гулять, веселиться и ходить по ресторанам. В Шерегеш приезжали кататься.

Сейчас ситуация меняется — и осенний скандал с дискотеками во время коронавирусных ограничений — еще одно тому подтверждение. За последние годы на курорте открылось много баров и гостиниц — в Шерегеш вливается много денег. Многие места появились в результате частной инициативы, но в 2021 году на развитие региона обращал внимание Владимир Путин. Одну из первых осенних встреч после карантина президент провел с губернатором Кузбасса Сергеем Цивилевым, на которой помимо всего прочего обсудили Шерегеш, а именно строительство там аэропорта. Еще раньше, в июле, Путин ездил в Кемерово — и выделил деньги на инфраструктуру в Шерегеше: первый транш из резервного фонда размером 543 миллиона рублей перечислили Кузбассу до конца 2021 года.

Кажется, что с Шерегешем все будет хорошо. Сейчас туда все еще неудобно добираться из центральной части России, но к 2024 году здесь построят аэропорт. Уже растущие цены вырастут еще — до уровня той же Красной Поляны. И это значит, что в Шерегеш лучше ехать прямо сейчас. Тем более что в конце осени на Кузбасс запустили субсидированные чартеры — пишут, что «стоимость недельного тура с перелетом, трансфером и проживанием составит от 32 тысяч рублей, что почти в два раза дешевле стоимости туров на регулярной авиаперевозке».

Жилье

Есть два основных варианта размещения — квартира в поселке (около четырех километров от курорта) или гостиница у подножья горы. Квартиры в среднем стоят три-четыре тысячи рублей в сутки — если вы едете в Геш (так его называют в разговорной речи) с друзьями, то это отличный выбор. Их можно искать на Airbnb.

Большой плюс жизни в поселке — продуктовые магазины. На самом курорте нет ни одного супермаркета, поэтому за сигаретами или бутылкой колы все равно приходится ездить на такси. Никаких официальных запретов открывать магазины на территории курорта нет, а на вопрос «Почему их нет?» местные туманно говорят, что «если б были, то сразу же закрылись». Такси от поселка до курорта едет пять минут и стоит двести рублей. «Яндекс. Такси» и Uber не работают примерно по той же причине: вроде никакой монополии нет, но таксисты ими не пользуются. Найти машину по старинке довольно просто — у автобусных остановок, либо рядом с супермаркетами.

Ночевать в гостиницах возле подъемников стоит чуть дороже — от трех-четырех тысяч, но уже за один номер, а не за целую квартиру. Самый бюджетный и симпатичный вариант — забронировть койку в хостеле Silver (что и сделал автор этого текста). Она стоит около тысячи за ночь. Внизу есть скирум для снаряжения, а на втором этаже — приятное кафе, которым управляет местный музыкант-рэпер Леша (можете даже послушать его треки).

Еда и развлечения

В верхнем Шерегеше полно баров и ресторанов, из которых самые приятные (и дорогие) — «The Rooks», «Юрта» и Grelka. Карта крафтового пива здесь примерно как в Москве, можно поесть бургеров или супа — в общем, качественный апре-ски, но ничего особенного. В «The Rooks» и Grelka по выходным проходят вечеринки, а владельцы последнего места даже делают фестиваль. Пройдет он в апреле: 8-го будет утренний спуск с горы в пижамах, а 22-го — в купальниках. Так что сезон в Шерегеше совершенно не заканчивается зимой. Также из развлечений на курорте есть бани, спа-комплекс и — это, пожалуй, поражает больше всего — катание на собачьей упряжке или же просто прогулки по горам с собаками.

В нижнем Шерегеше выбор ресторанов чуть больше: от сетевых «Сибирских блинов» (что-то вроде «Теремка») до ресторана «Шория». Последний — одно из немногих мест, где можно попробовать аутентичную еду, например, листья папоротника. Там же неподалеку находятся сувенирные лавки: привозить из Шерегеша лучше всего мёд и кедровые орехи.

Подъемники и катание

Карта трасс

Главная катальная проблема Шерегеша — децентрализованная система подъемников. У них нет общего владельца: некоторые группируются, но в целом для комфортного катания вам потребуется купить сразу несколько ски-пассов или же пользоваться только одним подъемником. Собственно, в плохую погоду все так и делают — большинство креселок закрывают, работает только подъемник Freestyle, которые местные ласково называют «Сатаной». Попытки объединить все подъемники под одну зону катания ведутся уже много лет, но пока безуспешно. Так что если вы хотите объехать все трассы (или внетрассы) — придется купить скипассы на «Каскад», «Сектор Е», Фристайл и Сектор F.

Но многие приезжают в Шерегеш не за трассовым катанием, а за пухляком, паудером, целиной — как только не называют внетрассовое катание. Если вы не опытный райдер, то приступать к этому делу лучше с гидом. Главная опасность фрирайда — это лавины. Здесь их, к счастью, почти нет: склоны пологие и лесные. Но есть другой риск — заблудиться и замерзнуть. Дело в том, что снег в лесу ложится поверх кустов, корней и ручьев, так что при падении вы можете провалиться и застрять. Темнеет в Шерегеше рано, выкапываться из сугроба сложно — кататься надо либо с гидом, либо хотя бы большой компанией и с биперами.

Бронировать фрирайд-туры лучше заранее в интернете, но есть варианты и на месте — спросите в любом прокате или же в фрирайд-баре «Горный патруль». Там вы можете записаться на туры на снегоходах или ратраках — на них вас закинут на склон без подъемников и вы прокатитесь по невспаханному снегу (что особенно ценится во внетрассовом катании). Выйдет около шести тысяч за день, но это того стоит.

Насчет оборудования можно не переживать — привезти свое довольно просто, так как большинство авиакомпаний разрешают его бесплатно сдавать в багаж. Или же вы можете арендовать лыжи или сноуборд на месте — прокатов тут тоже хватает (комплект стоит около тысячи рублей в день).


Куда съездить помимо Шерегеша

Мало кто просто так поедет в отпуск в Новокузнецк или Кемерово — не в обиду этим двум замечательным городам. Но если вы оказались в них проездом или же вас завели туда какие-то важные дела — в них тоже есть чем заняться.

Новокузнецк

Радостнее всего на мои сторис из Новокузнецка в Инстаграме отреагировала моя подруга из Британии: «Oh Gosh, this looks so Russian», — написала она в ответ на фото с серыми бараками на фоне дымящих заводских труб. Индастриал, русская хтонь, эстетика глубинки — для описания фотографии из зимнего Новокузнецка подойдет любой из этих тэгов.

Главный объект города — это металлургический комбинат. Его фасад и так выглядит достаточно внушительно, но при желании можно проехать через туннель к проходным, по маршруту рабочих комбината. Если же вам интересна городская застройка — погуляйте по соцгороду, который в начале 1930-х спроектировал немецкий архитектор Эрнст Май. В основном все  интересные постройки находятся между проспектами Металлургов и Курако, названного в честь донбасского инженера, который усовершенствовал доменную печь. Любопытно, что в проекте соцгорода участвовала первая австрийская женщина-архитектор Маргарете Шютте-Лихоцки — создательница «Франкфуртской кухни» (по сути она придумала встраиваемую кухонную мебель). В Новокузнецке она построила детский сад на улице Хитарова.

Если гулять по городу лень или холодно, можете зайти в музей ретроавтомобилей «Ретропарк» или посетить Кузнецкую крепость.

Кемерово

В Кемерово тоже есть несколько исторических музеев, из которых самый интересный — музей «Красная горка», созданный на месте открытия Кузнецкого угольного бассейна и посвященный добыче угля. Самое классная часть экспозиции — почти в точности воспроизведенная угольная шахта или же «забой». Так же, кстати, называется самый модный в городе ресторан, который входит в списки лучших заведений. Туда точно стоит сходить. Шеф-повар Владимир Брагин составил интересное меню с местным колоритом: здесь подают студень из мяса марала, сало в угольной панировке, а также сибирскую речную рыбу вроде омуля. 

Из других гастрономических открытий хочется выделить бар «Нева» на улице Рукавишникова. Кружка пива за сорок рублей, вяленая рыба и интереснейшие разговоры с хозяйками заведения. Например о том, как снос хоккейной коробки за углом стал для района трагедией, а также о посещении бара «Нева» тремя стюардессами «Аэрофлота».

А если вы в городе всего на пару дней, не поленитесь съездить в «Томскую писаницу» — гигантский музей-заповедник, расположенный на берегу реки Томь и в честь нее же и названный. Приехав туда, забываешь про угольные шахты, серые заводы и гигантские грузовики. «Писаница» больше напоминает какой-то скандинавский природный парк: аккуратные деревянные домики, разделенные тропинками и раскиданные среди высоченных деревьев. В заповеднике можно посмотреть на животных, пострелять из лука, а главное взглянуть на петроглифы — антропоморфные изображения на скалах, которые оставили древние жители несколько тысяч лет назад.

Из Кемерово можно доехать до Томска или даже Новосибирска — всего четыре часа езды, но об этом как-нибудь в другой раз.

Фотографии: обложка, 1, 3, 4, 5, 6 - Михаил Коваленко / Ростуризм, 2 - Silver Hostel