В аудиокнигах появились предупреждения об упоминании наркотиков
Музыкальные сервисы начали маркировать аудиокниги: например, к ряду произведений в «VK Музыке» появились предупреждения, что фонограмма содержит информацию о наркотических или психотропных веществах. Внимание на это обратила газета «Коммерсантъ».
В частности, маркировка появилась в аудиокнигах «Словно мы злодеи» М. Л. Рио, «Дом на болотах» Зои Сомервилл, а также в романах Стивена Кинга («Стрелок», «Извлечение троих») и других. В части аудиокниг предупреждение порой произносится самим диктором в начале фонограммы.
Два источника газеты в одном из музыкальных стримингов заверяют, что маркировка, скорее всего, была внесена в карточку аудиокниги не сервисом, а самими правообладателями, которые уже давно готовятся к официальному запрету. В пресс-службах сервисов же от комментариев отказались.
Пакет законопроектов, который уточнил понятие пропаганды незаконного оборота наркотиков, был подписан президентом в августе 2024 года и вступает в силу с 1 марта 2026 года. В документе указано, что пропагандой не будет считаться «оправданная жанром неотъемлемая часть художественного замысла».
Кроме того, норма не будет распространяться на произведения, обнародованные до 1 августа 1990 года, но затронет как исполнителей, так и распространителей. Для мониторинга Роскомнадзор в ноябре запустит программу с использованием ИИ, но окончательное решение будут принимать редакторы.
В августе 2025-го «Коммерсантъ» узнал, что лейблы начали предупреждать артистов о новом законе. Одними из первых треки цензурировала группа «АК-47»: в «Але, это Пакистан» появилась строчка «вдруг посыпались звонки за килограмм шавухи». А в «Кругом тонирован» герои стали «набуханными».
Заметно изменился трек «Мама, я люблю» группы Anacondaz. Правообладатель «заглушил» все упоминания «кокаина», «наркоторговли» и других потенциально запрещенных слов. Участники группы в ответ на один из комментариев про цензуру придумали футболку с «новым» текстом песни.
Источник: «Коммерсантъ»