«Новые обеспеченные» россияне работают на заводах и любят тратить деньги. Вот их портрет
С конференции Okkam «О цене и ценности»
Издание Shopper’s опубликовало исследование группы компаний Okkam с конференции «О цене и ценности», посвященное «новые обеспеченным» россиянам. «Большой Город» приводит его главные тезисы.
Кто они — «новые обеспеченные»?
— По данным Росстата, за 2022 и 2023 годы доходы населения выросли на 28 %. А у отдельных категорий они выросли кратно. Okkam изучила эту группу перспективных потребителей с точки зрения их доходов и расходов, структуры покупок, медиапотребления и отношения к брендам.
— С 2022 по 2024 год число россиян с расходами более 20 тысяч рублей в месяц выросло на 9 миллионов человек. А число тех, чьи расходы превышают 60 тысяч рублей, выросло на 2,5 миллиона человек. Доходы растут в регионах, например в Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Перми, Краснодаре, Екатеринбурге, Челябинске и Самаре.
— Самые высокие зарплаты — в сфере металлообработки — 181 тысяча рублей (+181 % с 2022 по 2024 год), промышленности — 123 тысячи рублей (+116 %), сельском, лесном и рыбном хозяйстве — 121 тысяча рублей (+140 %). Зарплаты работников складов выросли до 117 тысяч рублей (+119 %).
Как они тратят деньги?
— «Новые обеспеченные» потребители тратят эмоционально, иррационально, выбирают более дорогие продукты. «У них ощущается колоссальная гиперкомпенсации потребления, ощущаются годы недопотребления, которые сейчас очень по-детски начинают компенсироваться покупками нестандартным образом», — говорит главный операционный директор группы Okkam Дарья Куркина.
— Средняя зарплата в этих отраслях уже больше, чем у менеджера среднего звена, и поэтому «работающие на заводах сейчас себе могут позволить сильно больше, чем работающие в банках».
— В результате в потребительской корзине этой группы появились совершенно новые для них товары, например хамон и более дорогой сыр. «Оказалось, что это эталон благополучия», — комментирует Куркина.
— Если раньше в потребительской корзине были в основном товары со скидками, яблоки, маргарин, вареная колбаса, тушенка, макароны, молоко, чай и пиво, то теперь у «нового покупателя» появилась в списке покупок красная рыба, сырокопченая колбаса, авокадо, ананасы, более дорогой чай, моцарелла, соус песто и так далее, цитирует Shopper’s презентацию Куркиной.
Респонденты Okkam, отвечая на вопрос о новых продуктах в корзине, приводят в пример фрукты и овощи, которых «раньше было очень мало — в основном лук, морковка, и картошка». Сейчас это пекинская капуста, салат, черри, болгарский перец. Также в корзине появилось мясо и хорошее молоко. Кроме более дорогого сыра, среди покупок появилось сливочное масло и более дорогое игристое вино, не всегда отечественного производства.
— Покупатели с возросшими доходами стали тратиться на более вкусные продукты, чтобы «порадовать себя», выросли расходы на детское питание и корм для собак, говорится в презентации.
— Самые популярные бренды среди «новые обеспеченных» — Lay’s, «Святой источник», «Черноголовка», «Добрый», «Фрутоняня», Snickers, Orbit, Bud, Amstel, Kinder, Pampers, Adrenaline Rush.
— «Новые обеспеченные» имеют и сбережения, и готовность наращивать расходы. В презентации говорится, что многие собираются купить смартфоны, ноутбуки, роботы-пылесосы и так далее.
«У них есть детское желание насытиться, купить то, что давно хотели. Часть из них решила, что самое время покупать то, что раньше считали баловством, — роботы-пылесосы и умные колонки», — объясняет Куркина.
— Раньше «новые обеспеченные» не могли себе позволить путешествовать, а теперь они путешествуют, делают ремонт и покупают технику для дома. А в ближайшие полгода собираются «купить себе новые матрасы».
Обложка: East Riding Archives on Unsplash