В новостях пишут, что в России второй месяц подряд снижаются цены. Правда ли это?
И что такое дефляция и дезинфляция
Автор: Анна Соколова
В июле, по данным Росстата, индекс потребительских цен в России был на 0,39 % ниже, чем в июне. Небольшое снижение цен, то есть дефляция, наблюдается в России второй месяц подряд. «Большой Город» разбирается, с чем это связано и что на самом деле значит.
Что происходит с ценами
В июле, по данным Росстата, цены в Москве снизились на 0,4 %, в Санкт-Петербурге — на 0,8 %. Заметнее всего подешевели овощи и фрукты — на 11 %. Это происходит каждое лето: в сезон их становится больше, не приходится импортировать издалека. Так, в некоторых регионах цены на картофель снизились на 45 %, при этом на Сахалине продолжался небольшой рост. Помидоры в большинстве регионов подешевели на 18–30 %, капуста — на 20–40 %. Также в основном снижались цены на яйца и сахарный песок, который весной пользовался ажиотажным спросом.
Некоторые непродовольственные товары также дешевели, но не так значительно. Так, на 3 % снизились цены на бытовые приборы, на 2 % подешевели стройматериалы, на 0,3 % — медикаменты, на 0,05 % — бензин. При этом цены на одежду, бытовую химию и товар незначительно росли. Продолжали дорожать тарифы ЖКХ, проезд в общественном транспорте, связь и медицина.
Почему мы видим дефляцию и что будет с ценами дальше
Станислав Мурашов
старший макроаналитик Райффайзенбанка
— Цены в начале февральского кризиса резко возросли. Ожидания были самые мрачные: считалось, что курс валют будет расти, возникнет дефицит импортных товаров и комплектующих. Это вызвало переоценку товарных запасов в сторону повышения. Потом выяснилось, что не все так плохо и техника должна была подорожать не в два раза, а, условно, в полтора. Ретейлеры видят, что они перезаложили негативные ожидания в свои цены: по факту курс рубля крепкий, налаживается параллельный импорт, спрос на товары не так высок, нет ажиотажного спроса на гаджеты. В результате мы видим медленное снижение цен.
Не стоит также забывать, что в стране не растут цены на бензин. Это происходит за счет налоговой настройки: при росте цен на нефть они не повышаются пропорционально. Это важный фактор, чтобы уровень инфляции снижался.
На конец года мы прогнозируем ее на уровне 12–13 %, это сопоставимо с 2015 годом. Сейчас в годовом выражении она составляет 15 %, и эта цифра будет снижаться. При этом, сравнивая неделю с неделей, мы будем видеть дефляцию. Но дело в том, что в феврале цены сильно выросли — сразу на 20–25 %. Кризисность явлений никуда не денется, но масштаб будет не так значителен, как казалось ранее.
Екатерина Безсмертная
руководитель факультета экономики и бизнеса Финансового университета
— Понижательный ценовой тренд наблюдается в России с середины мая – недельные значения индекса потребительских цен за этот период лишь дважды оказались на уровне 100 % и один раз — выше 100 %. У этого явления есть несколько причин.
1. Постепенный возврат к нормальному значению уровня цен после резкого скачка цен в марте .
2. Традиционное снижение цен на сезонные товары — главным образом, на плодоовощную продукцию.
3. Влияние на уровень цен отложенного спроса населения — из-за ухода с рынка ряда иностранных компаний население отложило некоторые покупки. Часть не потраченных средств трансформировалась в сбережения (так, по данным ЦБ, средства населения на банковских счетах июне 2022 г. увеличились на 555 млрд руб. Это нормальная реакция населения на кризисные явления: граждане переходят на «сберегательную» модель поведения, сокращая текущие расходы и предпочитая откладывать на черный день.
4. Некоторое снижение цен на отдельные группы товаров, которые стали поступать в Россию в рамках параллельного импорта.
5. Удешевление отдельных категорий импорта из-за укрепления курса рубля.
Строго говоря, дефляция — это устойчивое снижение общего уровня цен на товары и услуги за определенный (чаще – достаточно продолжительный) период времени. Помимо положительных моментов (повышение покупательной способности национальной валюты) она несет в себе скрытую угрозу для экономики: системное падение цен готовых продуктов снижает выгоду производства и замедляет темпы развития бизнеса.
Учитывая незначительный период, в течение которого наблюдается снижение уровня потребительских цен, говорить о том, что в России сейчас наблюдается дефляция, пока рано. Следует также учесть, что с 2022 года Росстат изменил методику расчета индекса потребительских цен, поэтому сопоставление наблюдаемых показателей со значениями индекса за соответствующие периоды прошлых лет не совсем корректно. Выводы об устойчивости снижения уровня цен можно будет делать позднее – когда снизится влияние сезонных факторов, а также будет исчерпан ресурс коррекции цен после их резкого роста в марте. Также неясно, как будет меняться ценовая ситуация под влиянием развития параллельного импорта.
Тимур Нигматуллин
инвестиционный менеджер «Альфа Капитал»
— На мой взгляд, важно не смешивать два понятия: дезинфляция (замедление темпов роста цен) и дефляция (снижение цен). То, что мы сейчас наблюдаем в помесячной динамике, строго говоря, нельзя назвать дефляцией: если сравнивать с аналогичным месяцем прошлого года, цены по-прежнему растут, и гораздо более быстрыми темпами, чем таргетирует Банк России. Он таргетировал 4 % год к году, сейчас — 15 %. Это очень высокая инфляция для России.
Те процессы, которые мы наблюдаем последние два месяца, — дезинфляция. Это следствие нескольких конъюнктурных факторов. Первый — это укрепление рубля. В России сильны инфляционные ожидания населения, привязанные к курсу национальной валюты по отношению к доллару и евро. Если рубль укрепляется, при прочих равных это приводит к снижению цен. С одной стороны, снижается себестоимость закупок товаров и услуг (айфонов и отдыха в Турции). С другой — инфляционные ожидания населения, его терпимость к росту цен. Люди говорят: «Как так? Почему цены высокие, если рубль крепкий?»
Второй фактор — это снижение цен на продовольствие во всем мире, в том числе и в России. Это сильно влияет на инфляционные ожидания, замедляет потребление. Если общие инфляционные ожидания низкие, то продавцам сложно повышать цены на свои товары. Грубо говоря, покупатель в магазине увидит, что картошка подешевела, и решит, что не будет покупать смартфон по высоким ценам, повременит с обновлением. Третий фактор — характерное для кризисов снижение активности. Продавцы находят меньше покупателей и вынуждены снижать цены.
Думаю, что дезинфляция активно не продолжится в будущем. Может, в августе мы увидим ее в последний раз. Потом все стабилизируется, и индекс потребительских цен может даже превысить 15 %, но здесь многое будет зависеть от геополитики и других факторов, которые практически невозможно прогнозировать.
обложка: Kampus Production — pexels.com