В начале июня ЦБ сообщил, что укрепление рубля привело к торможению роста цен. При этом банк признает, что тренд неустойчив — скоро инфляционное давление может снова повыситься из-за роста издержек производителей, поиска новых поставщиков и логистических цепочек. «Большой Город» узнал у предпринимателей и представителей бизнеса, как они ощущают на себе рост цен, сказалось ли на них падение доллара и чего они ждут в будущем.

Артур Баширов

основатель сервиса доставки продуктов с рынка «ТОЧКА»

Для «ТОЧКИ» это не первые потрясения, когда товар исчезает с полки и цены повышаются. В начале марта мы столкнулись с тем, что практически все товары резко выросли в цене, потому что на полках у нас больше половины продуктов — это импорт. На каком-то этапе мы даже не успевали вовремя реагировать, менять цены и продавали часть продуктов в минус. В общем и целом на повышение цен наложилось повышение курса доллара, сильно усложнилась логистика, и общая паника, неопределенность и прединфляционные настроения. Например, турецкая дорада и сибас подорожали в два раза, сейчас цена немного стабилизировалась, но мы не ожидаем такие же отпускные цены, которые были в начале февраля. Вообще вся рыба подорожала, потому что ввозить сложнее стало. С мясом такая же история: корма подорожали, затраты выросли, цены не так значительно, как с рыбой, но все же растут.

Большая часть овощей и фруктов у нас привозные, из-за вышеописанных причин все потихоньку поползло вверх. Плюс тут наложилась сезонность, когда в межсезонье импортного товара меньше и все ждут свежий урожай. Мы надеемся, что летом цены стабилизируются на овощи и фрукты существенно.

С молочными продуктами у нас произошла проблемная ситуация еще из-за того, что в Рязанской области было большое половодье и часть сёл подтопило. В какой-то момент на некоторых точках мы не могли получить продукцию, потому что фермеры на лодках плыли, и там сильно усложнилась логистика, и они просто не могли доехать вовремя до Москвы.

Ценник зависит не только от курса валют, но и от логистики, упаковки, закупки сырья и кормов у производителя и удобрений, все взаимосвязано. Чтобы покупателю получить дораду на прилавке, эта рыба проделывает большой путь в доставке. Еще когда происходят такие непредвиденные ситуации, на ходу приходится менять поставщиков, или они сами меняются, и я допускаю, что новые поставщики перестраховываются и закладывают бОльшую маржу от возможного повышения цен. Это может быть одной из причин повышения цен.

Олеся Тоцкая и Катя Яндовская

основательницы бренда женской одежды и белья Yoyuu

Вслед за резким скачком курса доллара бренды, конечно, были вынуждены поднимать цены на конечный продукт. Стоимость белья выросла в среднем на 20–30 %. Бренды зависят от поставщиков ткани, фурнитуры, а поставщики, в свою очередь, зависят от стоимости первичного сырья, логистики и многих факторов. Все цены выставляются в долларах (и далеко не всегда по курсу ЦБ). Его резкий рост, усложнение доступности товара, сложности логистики — все это влияет на конечную розничную цену.

Закупив ткани, фурнитуру в момент пика доллара по супервысоким ценам, производитель не может снизить цену на ранее произведенный товар. Кроме того, многие поставщики фурнитуры и тканей просто повысили цены на свой товар и после снижения курса доллара по ЦБ. (Думаем, это связано с логистическими, транспортными издержками.) Поэтому не особо наблюдается снижение цены для конечного потребителя.

В сегодняшних реалиях очень сложно угадывать, что произойдет с долларом и ценами. Мы не эксперты-экономисты и можем говорить за себя: на часть продукции мы были вынуждены немного поднять цены (в районе 10 %). Стараемся, чтобы покупатели, заходя в наш магазин, испытывали приятные ощущения, а не припадок и тихий ужас из-за роста цен в два раза. Находим баланс и адаптируемся.

Ирина Голенко

генеральный директор органической фермы М2

Наша ферма — это огромный животноводческий комплекс, сад, огород, элеватор, завод по производству кормов для животных, цеха по производству сыра, молочной и мясной продукции, пивоварня, пекарня и многое другое. У нас ситуативного повышения цен не было. И хотя поставщики упаковочных материалов сделали переоценку в первую неделю после 24 февраля, мы приняли решение не повышать цены, так как в любом бизнесе существует еще и социальная составляющая. Все цены, которые были все же повышены за эти последние три месяца, — это плановое повышение на 13–18 % (при этом стартовые цены были занижены). В основном это затронуло производство напитков, которое как раз работает преимущественно на импортном сырье.

У нас очень высокая себестоимость продукции, иногда в разы больше, чем у традиционных сельхозпроизводителей. Основными причинами являются три фактора — меньшая урожайность и производительность, очень дорогие корма, так как мы докупаем только сертифицированные органические зерновые, а также небольшой объем производства. Они же и наши основы стабильности: наша урожайность не зависит от внешних факторов — удобрений или лекарств. К примеру, корма были заготовлены на год вперед, так как у нас свой элеватор и комбикормовый завод.

После снижения курса доллара цены на сырье, расходные материалы, упаковку и корма не снизились. Напротив, поставщик австрийских соков для лимонадов поднял цены, а «Европласт», где мы закупаем болванки для молочных бутылок, изменил договор на долларовый и зафиксировал курс на минимуме 100.

У нас снижения цен не предвидится. Сельхозтехника или оборудование, которые можно было бы купить дешевле, к нам больше не едут. На импортные товары цены растут, потому что разрушились логистические цепочки. Поэтому мы не получаем выгоду от низкого курса валюты, а, наоборот, вынуждены тратить больше на поиск решений.

обложка: flowertiare — stock.adobe.com