Автор: Анна Соколова

Несмотря на тяжелую ситуацию в экономике, число предпринимателей в России растет, правда, в основном за счет микрокомпаний, появление которых связывают с началом летнего сезона. Мы нашли людей, начинающих сейчас новый бизнес, и узнали о том, как они на это решились и на что рассчитывают.

Аналог ушедшего AirBnb

Александр Носов, основатель сервиса «Кукурента»

Я давно занимаюсь IT: работал в этой сфере на разных позициях в Inditex, М.Видео, adidas, с 2017 года ушел в свой бизнес, развивал сервис онлайн-оплаты. 5 марта после ухода Airbnb из России мы вместе с бизнес-партнерами решили сделать аналог сервиса, чтобы закрыть потребность рынка посуточной аренды в России.

Казалось бы, столько систем бронирования, доски частных объявлений. Но кто-то из арендодателей закрывает бизнес, кто-то ставит на паузу, кто-то пытается выживать, разрабатывая собственные сайты и запуская свои отделы продаж и маркетинга. Что же такого было в Airbnb, чего нет у остальных, и что хочет повторить «Кукурента»? Механизм безопасной сделки (холдирование денег до момента получения ключей и заселения гостя в квартиру), проверенные квартиры, рейтинги хозяев, решение проблем при заселении и страхование хозяев от безответственных гостей-вандалов.

Наверное, первый кризис мы уже преодолели. Я начинал этот проект с друзьями, но команда распалась, пришлось искать партнеров заново. С несколькими людьми не смогли договориться об общем видении и разошлись. Еще у нас было два человека, ответственных за маркетинг и организационные вопросы. Один не справлялся с задачами, потому что у него была другая работа, и ресурсов не хватало. Второму нужно было организовать подписание партнерского соглашения после того, как мы все проговорили на словах, но он не смог это сделать, и мы расстались.

Сейчас в «Кукуренте» уже больше тысячи пользователей. Мы вложили в проект более миллиона рублей личных инвестиций. В штате семь человек. Мы набрали первых пользователей через телеграм-рассылки, теперь развиваем реферальную программу, нас рекомендуют друзьям, потому что в России не хватает такого игрока, как Airbnb.

Основная задача у нас сейчас в том, чтобы параллельно качать трафик посещений сайта и наращивать базу квартир. Хозяева хотят трафик, прежде чем заходить в новый проект, а нам нужны квартиры, чтобы люди приходили к нам за бронированием. Одновременно мы ищем инвесторов, что тоже непросто. Планируем выйти на точку безубыточности к концу 2022 года.

Маркетплейс для сбыта товара закрывающихся фирм

Даниил Валенко, основатель Liquidationmarket.ru

— В середине июня мы запускаем b2b-маркетплейс для ликвидации товарных остатков. Хотим помогать бизнесу быстро освобождать свои склады и превращать их содержимое в деньги.

В 2021 году я закрыл свое производство автокосметики в Калининграде, и у нас оставались товарные остатки продукции. Начали искать, где можно было их продать оптом и нашли только площадки, где берут деньги за размещение объявлений наперед. Это выглядело как обычная доска объявлений, без доставки и без гарантии безопасности сделки — мы не понимали, продадим ли мы товар, а деньги за размещение уже заплачены и немалые.

Я начал смотреть на зарубежные подобные сервисы, и оказалось, что там уже давно существуют узконаправленные маркетплейсы с полным циклом, безопасной оплатой, оценкой имущества, логистикой и посредством аукционной модели продаж.

Финансовых ресурсов на создание платформы не было, но я понимал, что так или иначе каждое предприятие имеет товарные остатки, или бизнесам, вроде нашего, который закрывается, нужно вернуть хотя бы часть вложений. Пришлось искать людей, которые захотят поучаствовать в проекте. Спустя шесть месяцев я собрал команду единомышленников, как говорится, за идею, и через год мы назначили старт проекта. Это будет совершенно новый подход к оптовым продажам через маркетплейс, аналогов в СНГ которому нет.

Объем рынка в России так называемых неликвидов — триллион рублей, мировой рынок достигает 150 миллиардов долларов. И эти цифры дают нам понимание проблем, что мы можем достичь, и какую долю рынка мы сможем занять через пять лет. Это настоящая проблема для среднего и крупного бизнеса, а для малого бизнеса это очередная возможность покупать товары, ранее им недоступные, и зарабатывать на их перепродаже или приобретать для нужд своего бизнеса.

Детская одежда взамен иностранных брендов

Александра Мезенцева, создательница марки Crazy&Lazy

— Идея бренда пришла еще в ноябре, но серьезно задумалась о реализации только в январе–феврале. Я до этого работала архитектором, иллюстратором. Но мне хотелось создать нечто большее, то, что можно потрогать.

У меня не было опыта в создании одежды, я даже никогда не шила, поэтому начала собирать информацию по крупицам. Я нашла предприятие в Подмосковье, которое согласилось взять заказ на пошив моделей, местный технолог мне помог с тонкостями производства. Идея бренда — простота, стиль и комфорт. Мы отказались от рисунков, принтов и надписей, которых обычно слишком много в детской одежде. Используем ткань премиум-качества, она визуально отличается от обычной и приятнее на ощупь.

Уже в марте мы начали отшивать первую коллекцию — магазины закрывались, мне казалось, что это лучший момент для старта. Но были и сложности: из-за запрета рекламы в соцсетях очень трудно стало привлекать клиентов. Молнии из Китая ехали дольше, чем мы планировали изначально. В марте–апреле приходилось вылавливать нужный курс рубля, так как ткань мы закупаем в Турции за доллары. Помимо этого, всегда трудно собирать команду: специалистов много, но реально хороших мало.

Сейчас мы продаем базовые вещи: свитшоты, штаны и платья для детей. В основном продажи идут через маркетплейсы, также есть опт. Но большая часть вещей продается на Wildberries. Отзывы хорошие, покупатели отмечают качество и материал. Мы планируем расширять размерную сетку, сейчас у нас есть 92–116 размеры, скоро расширяемся до 134-го. Также хотим расширять ассортимент: готовим к продаже комбинезоны, футболки и другие вещи.

Курс маркетинга для юристов в условиях заблокированных соцсетей

Игорь Афонин и Айгуль Султанова, сооснователи юридической компании «Афонин и партнеры»

Игорь: Я занимаюсь юридическим бизнесом с 2013 года, а вообще в юриспруденции я с 2002 года. Сейчас у нас с партнером бизнес по банкротству физических лиц. Оборот за прошлый год — 74 миллиона рублей. Это неплохие результаты, поэтому мы решили поделиться своими компетенциями с другими юристами. Сейчас мы запускаем образовательный проект, направленный на продвижение юридических услуг: маркетинг для юристов, продажи для юристов и продукты для юристов. Сложность в том, что я мало разбираюсь в этом рынке услуг, потому что он отличается от юридического. Мне пришлось довольно дорого платить человеку, у которого есть нужные компетенции.

Айгуль: До блокировки западных социальных сетей я развивала личный блог своего супруга Игоря в Instagram* (продукт компании Meta, признанной экстремистской на территории России). С 2018 по 2022 год удалось набрать аудиторию в 203 тысячи подписчиков на экспертном блоге юриста, занимающегося банкротством физических лиц. Сейчас неплохим каналом становится Telegram. Основная часть крупных блогеров перешла из заблокированных сетей именно туда и привела за собой самую активную аудиторию. Мы тоже создали телеграм-канал. С конца февраля набрали 17 тысяч подписчиков. Идея курса маркетинга для юристов пришла после того, как набралась критическая масса людей, которые хотели перенять наш опыт. Почему в такой сложный момент, мы решили запустить новый продукт? Потому что перемены — это новые возможности для роста. В это время всегда освобождаются какие-то ниши, люди ищут поддержку.

Игорь: Мы уже потратили на проект около 350 тысяч рублей, продали первый поток своего курса на 120 тысяч рублей. Сейчас мы в минусе на 180 тысяч рублей. Но мы и не планировали сразу же выходить в плюс. В планах — сократить постоянные расходы и нарастить обороты. Планируем в течение полугода выйти в плюс, а в течение года выйти на доход 5 миллионов рублей в месяц.

обложка: bongkarn – stock.adobe.com